Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми. Феномен
старости и социогеронтологические теорииСтраница 2
Сегодня представители «третьего возраста» имеют различные поведенческие установки, реализующиеся в повседневных практиках: плыть по течению на манер щепки; искать новые стратегии, не отставать от требований сегодняшнего дня; жить, делом заниматься и терпеть, дожидаться перемен к лучшему; приноровиться к обстоятельствам, но и обиды никому не спускать; оберегать свою натуру, противиться всяческим изменениям /8, с.53/.
Теория возрастной стратификации. Ряд исследователей сосредоточивают внимание на анализе возрастных ценностных показателей в обществе (размер и способ дохода, «открытость» социальных позиций, дающих доступ к воздействию на различные общественные процессы, возрастная институциональность).
Теория наименования. Эта теория интерпретирует проблемы старости как следствие неадекватного ее восприятия или «навешивания ярлыков». Данная теория фокусирует внимание на механизме социального давления, когда предписывается определенная модель поведения, которая отражает негативный и дискриминирующий характер существующих стереотипов старости и находит свое метафорическое выражение в ярлыках. Давление социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство людей строят свое поведение в соответствии с ярлыком. Различные схемы приписывания социальных атрибутов пожилому человеку различаются лишь по объекту идентификации: старость – болезнь, старость – бедность, старость – зависимость. Однако навязываемая социальным окружением модель поведения не является тотальной и непреодолимой. Выбор поведенческих моделей в значительной мере зависит от самоопределения, приобретающего в конкретных ситуациях приоритетное значение /8, с.55/.
Теория социальной девиации. Существуют также подходы, определяющие содержание старости на основе представлений о некоторых нормах или идеалах развития личности, главным источником которых служит экспертное знание агентов социального контроля, прежде всего медицины, психиатрии. Бытие человека определяется как адекватное или девиантное, то есть отклоняющееся от некоторых норм «личностного здоровья». Пассивность стариков, их социальное отчуждение, уход в себя трактуются в данном случае как варианты отклоняющегося поведения, как провал в архаичную неотрегулированность жизни. Диагноз «девиантное поведение» фиксирует сверхспелетенность старости и негативных сторон бытия. Старость предстает как вид социальной девиации, возникающей в результате реакции на социальное давление.
Темпоральная теория старости. В качестве основания для социопсихологических обобщений выделяют своеобразное взаимодействие периодов времени как определяющую, структурирующую основу всего построения повседневности пожилого человека. В различные возрастные периоды воспроизводятся разные модели видения, организации времени. Практически никогда три основных времени не воспринимаются как равные: может доминировать или прошлое. Или настоящее, или будущее. Количество времени, которое, по представлению пожилых людей, у них «есть», весьма незначительно, что влияет на темп действий, степень, с которой на человека оказывает влияние прошлое или с которой он «втянут» в будущее /8, с.55/.
Пожилой человек не может держаться в стороне от мира, заполняя личную жизнь сентиментальной любовью к прошлому. Если пожилые люди не примут сознательно условия существования своего времени, с которым они фактически связаны, они составят лишь искусственную группу с необоснованными притязаниями.
Старость как механизм трансмиссии культуры. Старость рассматривается и как элемент человеческого бытия и развития, определенным образом институционализированный в культуре. Традиционно данный феномен представляется в качестве основного звена механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта в виде неких правил, наставлений, узаконений, транслирующихся молодым возрастным группам.
В рамках изучения межпоколенной трансмиссии культуры отмечаются изменения содержания, темпов, форм передачи знаний и опыта от поколения к поколению, связанные с процессами информатизации современного общества. Привилегия старости – наличие жизненного опыта, который превращается во внутренний фактор жизни человека, выступающий гарантией взвешенности принимаемых решений и поступков, осознания социальной ответственности.
Опыт старшего поколения надо брать в расчет, чтобы развить его позитивные возможности и избежать повторения его ошибок. Тенденции новаторства и преемственности заложены в основе механизмов динамики развития личности. Нередко эти тенденции отслеживаются как враждебные, несовместимые. Действительно, современный этап общественного развития усложнил взаимоотношения между ними, но не заглушил главного – синхронного воздействия на становление личности как двух сторон единого, связанного процесса /8, с.58 – 59/.
Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения «в поле»
Проблема получения доступа к полевым данным, — на первый взгляд, сугубо практическая, — играет ключевую роль в этнографическом методе.
Постольку, поскольку эта проблема может быть разрешена за счет личных психологических и социальных рес ...
Основные концепции и направления западной социологии ХХ ст.
Зарождение и развитие эмпирической социологии. Основные школы и направления современной зарубежной социологии
На протяжении ХХв. зарубежная социология претерпевает существенные изменения и сейчас представляет собой сложную систему идей, ...
Первая глава
В современных условиях, вопрос смертности населения встал во многом по - новому и приобрел исключительную актуальность. Смертность – это демографический показатель, характеризующий состояние здоровья населения: количество смертей на 1 тыс ...