Исторические типы обществаСтраница 1
Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Устойчивой структуре потребностей, сформировавшейся в данный период, способствовала и традиционность производственных отношений. Технические инновации распространялись крайне медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства, источники пополнения доходов и т. д.). Вся совокупность отношений, сложившихся в данный период, закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в социальной психологии, освящалась религией.
Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным стало развитие системы орудий труда, машинной техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование, широко распространяются научные знания. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Решающую роль в социальной жизни индустриального общества играют промышленники, а центрами социальной организации становятся промышленные корпорации.
Становление постиндустриального общества обусловлено превращением науки в производительную силу общества. Всеобщие производительные силы становятся главным элементом производительных сил общества! Качественно изменило человеческую жизнь изобретение компьютера, когда важнейшим фактором производства становится информация. Поэтому для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно широкое внедрение новых информационных технологий в различные области жизни.
Понятие цивилизационного подхода к развитию общества весьма сложно и неоднозначно вследствие неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении его истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, прежде всего немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Отсюда следовал вывод, что нет единой мировой цивилизации, а есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим собственным внутренним правилам. По теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существуют пять цивилизаций: западнохристианская, восточнохри- стианская, исламская, индуистская, дальневосточная буддистско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, которая не слишком благоприятна для развития, но и не слишком враждебна. Она развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, и общество посредством своего творческого меньшинства, элиты успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии техники, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины надлома цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания ей со стороны большинства народа, и в итоге общество утрачивает свое социальное единство.
Теория Мальтуса. Как появилась Теория Мальтуса
Томас Роберт Мальтус (1766-1834) – видный представитель классической политической экономии Англии. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной эко ...
Нравоучение как вид христианского учительства
Нравоучение есть своеобразная форма выражения этического начала в древнерусской культуре в условиях синкретизма христианского сознания. С нормативной стороны нравоучение можно рассматривать как своеобразное этическое предписание, имеющее ...
Проблема бедности в современной литературе. Наследие 90- х годов
Реформы 90 –годов оставили тяжелое наследие. Демографическую ситуацию в стране специалисты оценивают как неблагоприятную. Статистика, приводимая различными авторами, свидетельствует о снижении рождаемости, депопуляции населения. При этом ...