Теоретические аспекты сущности социальных проблем современной семьи. Семья как социальный институтСтраница 3
Исследования показали, что многодетная семья отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, - социально-педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа «мужчина и женщина», «отцы и дети», однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во-вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обусловливает активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, например, развития навыков шитья, вязания и т.д., основой для выработки этих навыков служит пример старших.
Своеобразно объяснение причин многодетности в семьях, имеющих родителей-инвалидов. Они совсем не упоминают проблем контрацепции. На любовь друг к другу и детям в качестве мотива указывают 53,4% опрошенных. То есть для большинства родителей-инвалидов их многодетность желанна.
Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно – в них видят конкурентов при распределении социально помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур «общества потребления»). В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
В первую тройку трудностей, выделяемых респондентами, входит абсолютный и относительный недостаток одежды и обуви, трудности с их приобретением. Поскольку эти товары выполняют, помимо сугубо утилитарной, сигнально-символическую функцию и играют важную роль в престижной самопрезентации индивида, отсутствие признанной обществом «униформы» серьезно осложняет жизнь. Индивид в поношенном костюме не получит кредит в банке, хорошую работу и т.д. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетной семьи ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности.
Из проведенного анализа социально-экономического положения многодетных семей следует вывод, что они типологически различны. Из общей массы можно выделить, условно говоря, «здоровое ядро», а также аномальные, «проблемные» семьи, в которых степень социальных рисков возрастает по разным позициям. К таким аномальным семьям относятся в первую очередь те, которые имеют в своем составе инвалидов-детей или родителей, неполные семьи и «частично неполные», то есть те, в которых после повторного брака матери воспитываются дети от разных отцов. Как фактор потенциального социального риска и дезадаптации выделяются также семьи с очень большим числом детей. В семьях с четырьмя и более детьми больше социально-экономических трудностей, хуже жилищные условия, ниже доход, более скромное образование у родителей, беднее и напряженнее жизнь. Заметно ухудшение здоровья у детей из таких семей, с превышением менее многодетных по инвалидности почти в полтора раза.
Данные результаты еще раз заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверх определенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла еще в разряд «проблемных». Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.
Гуманистическая модель практики социальной работы
Одним из основных принципов гуманистической модели практики социальной работы является стремление социальных работников помочь клиентам на основе самопознания и понимания значимости своего личностного статуса понять самих себя и характер ...
Либерализм
В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм» появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского “liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения либерализма включают в с ...
Социализация личности
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославс ...