Групповая работа с родителями наркоманов.Страница 1
Поскольку, как это было показано выше, подростковая наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося подростка важную роль играют групповые формы работы с родителями. Существенным является, на наш взгляд, то, что работа с ними может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое отношение к наркомании, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп.
Анализ литературы, посвященной групповым формам работы с родителями, показывает, что при ее организации возможно использование различных моделей. Так, это могут быть:
• психодинамически-ориентированные группы (В. Шутц,А. Адлер);
• дискуссионные группы (по модели, например, Р. Дрейкуса);
• группы, основанные на модели группового психологического консультирования (X. Джайнотт);
• группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К. Роджерс, Т. Гордон, М. Снайдер);
• группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой личности (М. М. Бахтин);
• бихевиористски - ориентированные группы (А. Бандура, Дж. Роттер);
системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р. Кэмпбелл).
Наш опыт работы с родителями и другими членами семьи наркомана показывает высокую эффективность групп, основанных на идеях и принципах трансактного анализа (Э. Берн).
Однако очевидно, что при выборе той или иной модели групповой работы необходимо учитывать специфические особенности психического состояния родителей наркоманов.
В настоящее время для описания психического состояния, развивающегося у членов семьи химически зависимого пациента (наркомания, алкоголизм, токсикомания и др.), широко используется термин «созависимость». Понятие «созависимость» используется как для описания психического состояния отдельных членов семьи (созависимый), так и для характеристики внутрисемейных отношений в целом. Однако, несмотря на то, что этот термин начинает широко использоваться в психотерапевтической практике с конца 70-х годов, он тем не менее продолжает оставаться «нечетким и размытым», а сам феномен созависимости недостаточно исследованным. Мелоди Битти, анализируя термин «созависимость», приводит несколько определений, данных весьма авторитетными в области обсуждаемых проблем специалистами.
Созависимость — это «эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил — правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а также открытому обсуждению личностных и межличностных проблем».
Неопределенным продолжает оставаться не только понимание сути созависимости, но и ее статуса: является созависимость болезнью или нет? По этому поводу существует несколько точек зрения, иногда противоречащих друг другу:
• созависимость — это нормальная реакция на людей с нарушениями в поведении;
• созависимость — это хроническое прогрессирующее заболевание.
Мы полагаем, что ответить на вопрос: является ли созависимость болезнью или нет, однозначно нельзя, поскольку она является многоуровневым феноменом со сложной детерминацией. И то, что на одном уровне может быть определено как болезнь, на другом уровне не является таковым.
Наша точка зрения заключается в том, что созависимость — это защитная компенсаторная реакция на внутриличностный конфликт. Сторонами конфликта при этом выступают крайне противоречивые отношения со значимым человеком (значимыми людьми) и индивидуализированная система культурных норм, ценностей, предписаний и т.п.[5]
Созависимость при этом выражается в поведении, направленном на разрушение одной из сторон конфликта. Очевидно, что такое поведение является саморазрушающим. Таким образом, в отношении семьи наркомана, на наш взгляд, уместно определение саморазрушающейся семьи.
Анализ существующих дефиниций созависимости позволяет выделить некоторые существенные параметры этого феномена.
1. Созависимость связана с нарушением возможности открытого выражения чувств и обсуждения личностных и межличностных проблем.
Описание метода изучения и структура исследования
Для получения материала об особенностях моральных суждений детей разработаны различные методики. В их основе лежит анкетирование или беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываю ...
Терроризм
В практике борьбы с терроризмом на первое место до недавнего времени выходил принцип реагирования. Функционирование этого принципа можно представить в виде следующей схемы: вызов (опасность, угроза, риск) – ответ – результат – анализ резу ...
Характер эмоциональных отношений
Родительская любовь
Эмоциональная сторона детско-родительских отношений в значительной степени предопределяет благополучие психического развития ребенка и реализацию воспитательного потенциала родительства как социального института. Эмоц ...