Психологическая социология конца XIX - начала XX в.Страница 1
В конце 19 в. в социологии усиливается психологическая тенденция. Потребность в обращении к психологической стороне социальных явлений возникает и в других социальных науках: истории, философии, политической экономии, этики, эстетики, правоведении и других дисциплинах. Усилению психологической тенденции в социологии способствовал кризис биолого-натуралистических тенденций. Основатель социологии Огюст Конт признавал важность влияния психологического фактора на общественную жизнь, однако в то время (в первой половине 19 в), когда О. Конт писал свои труды, психологическая наука была слабо развита. Этим объясняется тот факт, что Конт пропустил психологию в своей классификации наук. В науках о человеке, в том числе и социологии, был длительный период господства биологии.
Идея сведения социального к психологическому не была, конечно, новой. На "универсальные законы психологии" и "свойства человеческой природы" ссылались и Локк, и Юм, и французские просветители, и английские утилитаристы. Милль в полемике с Контом утверждал, что все социальные законы сводятся к "законам индивидуальной человеческой природы". "Соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее другими свойствами . В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть к ним сведены". Поэтому социология как наука "о действиях масс людей и о различных явлениях, составляющих общественную жизнь", имеет своей основой психологию.
Сложные общественные явления ученые пытались объяснить, используя аналогии между явлениями биологическими и социальными. В конце Х1Х века идущий от Спенсера биологический редукционизм начал обнаруживать свою недостаточность и стал все чаще подвергаться критике со стороны представителей позитивизма. В поисках новых подходов биологический редукционизм пытаются смягчить, а затем заменить редукционизмом психологическим. Все это свидетельствует о том, что в процессе поисков новых подходов к социальным явлениям происходило уточнение предмета социологии.
Необходимость обращения к психологии стала осознаваться представителями разных философских и научных направлений задолго до того, когда психологизм как тенденция приобрела всеобъемлющий характер в общественных науках. В 19 столетии в Германии получает развитие особая область научного знания, известная как психология народов. В. Вундтом был издан 10-томный труд, посвященный этой теме. Немецкие ученые М. Лацарус и Г. Штейнталь, известные своими трудами в этой области, объявили "психологию народов" наукой, которая должна лечь в основу социологии. По их представлениям общественные науки нуждаются в обосновании природы социальной жизни как психического процесса, несводимого к сумме отдельных человеческих психик.
Работы Лацаруса и Штейнталя оказали большое влияние на развитие психологических исследований в социологии. У Михайловского, Кареева и других социологов можно встретить ссылки на труды немецких ученых-теоретиков (психологии народов). Так, Н.И. Кареев признавал, что мысль о необходимости основания социологии на психологии коллективной была ему подсказана еще так называемой "психологией народов" германских ученых Лацаруса и Штейнталя. Под влиянием Лацаруса и Штейнталя свои исследования в области психологии народов проводил также В. Вундт, который рассматривал содержание языка, мифов, обычаев, традиций, нравов с точки зрения выражения в них сверхиндивидуального явления - (души народа). Это научное направление отличалось односторонним характером и узостью, поскольку, как отмечал Н.И. Кареев, психология народов изучает не процессы психического взаимодействия, а лишь их результаты в виде языка, мифологии, поэзии, религии и т.п.
Религия как социальное явление
Социология рассматривает религию в ее отношении к обществу, анализирует ее связь с организацией общественной жизни. Эта связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретировалось воздействие общества на религию, социология не может ...
Элитарность и массовость
Более или менее явное расслоение культуры на «культуру всех» и «культуру избранных» существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладающую особыми познаниями, выходящими за пределы общеплеме ...
Студенчество как субъект модного поведения: моделирующие
факторы
Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного во ...