Сущность и общая модель
индивидуальной работы со случаемСтраница 2
Начиная с 30-х гг. XX в. в Пенсильванской школе социальной работы разрабатывается функциональный подход в индивидуальной социальной работе.В основу функциональной индивидуальной работы положен психологический подход Отто Ранка. Отталкиваясь от идей З. Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития каждой личности, вызваны родовыми травмами – в процессе рождения ребёнок переживает смертельный приступ страха от неизбежного удушья – вся последующая жизнь человека является серией сложных попыток преодолеть или вытеснить этот страх. Поэтому встреча индивида и социального работника является неизбежной, независимо от различных социальных условий.
Позднее О. Ранк развивает идеи, связанные с отношениями клиента и терапевта. Также как и З. Фрейд, О. Ранк полагал, что отношения между клиентом и терапевтом несут в себе терапевтический эффект. Главная задача – подвести клиента к осознанию своих проблем, остававшихся до этого бессознательными. Основным моментом в этой ситуации должна быть воля индивида к переменам.
Х. Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школ, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы метод решения проблем.Основополагающим в данном подходе является предположение о неизбежных трудностях, с которыми сталкиваются при решении тех или иных проблем. Большая часть людей умеет разрешать эти проблемы в процессе своей жизнедеятельности. Однако на определённом этапе жизненного пути используемые методы разрешения конфликтов становятся неэффективными и не дают возможности адекватно реагировать. Деятельность социального работника состоит в том, чтобы решить проблему клиента и помочь ему наладить полноценное функционирование в обществе.
Последовательность действий социального работника можно представить в следующем виде:
1) снятие беспокойства, формирование положительной мотивации, поддержка клиента;
2) снятие эмоциональной блокады;
3) рационализация проблемы – формирование нового понимания, нового отношения к проблеме;
4) социальный работник находит совместно с клиентом доступные возможности и ресурсы, которые помогут в решении проблемы.
Новое развитие получают концепции диагностических и функциональных подходов в работах Ф. Холлис. Начиная с 1960-х гг. она развивает психосоциальный подход в социальной работе.
Метод предполагал сложную диагностику «личности в ситуации» при непосредственном участии самого клиента. Психосоциальный подход интенсивно применяется в случаях понимания индивидуальных и социальных проблем, а также проблем, связанных со здоровьем клиента.
Первые практические шаги в области индивидуальной социальной помощи связаны с теоретическими установками бихевиористской психологии, пока она не вытиснилась практикой психоанализа. Однако в 1960–1970-е гг. на основе поведенческих подходов складываются новые техники помощи. Поведенческие методы социальной работы направлены на обучение клиентов продуктивным моделям поведения. Социальный работник выступает по отношению к индивиду в большей степени как педагог. Основные техники индивидуальной работы в поведенческом подходе – техники модификации поведения. В процессе помощи клиенту модификация поведения осуществляется по двум направлениям: техники оперантного изменения поведения и респондентное изменение поведения
Работа с детьми и семьями группы риска как социально-педагогическая
проблема.
В настоящей главе в теоретическом аспекте рассматривается защита прав несовершеннолетних с отклонениями в поведении как социально-педагогическая проблема; механизм формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних, в котором незащи ...
Рекомендации по совершенствованию системы социальной работы с бездомными
женщинами города Благовещенска
Для усиления взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в совместной работе по улучшению положения женщин в г. Благовещенске сделано немало. Органы местного самоуправления активно сотрудничают со всеми общ ...
Преимущества и недостатки контент-анализа по
сравнению с опросом. Преимущества контент-анализа
Текст можно условно разделить на две неравные составляющие: непосредственный или первичный смысловой слой, т.е. то, что воспринимается при чтении слов, предложений; и глубинная смысловая часть текста, или, как иногда говорят, подтекстовая ...