Современная религиозная ситуация в КазахстанеСтраница 2
Последнее явление приобретает все больше распространения в последние годы, и его причины следующие: во-первых, достаточно число людей с религиозной неопределенностью, колеблющихся между верием и неверием, которые рассматриваются миссионерами как основной объект пропаганды своей веры; во-вторых зарубежные миссионеры - это, в основном протестанты, а в учениях протестантских конфессий делается упор на предпринимательство и финансовый успех. Поскольку страна взяла ориентир на частное предпринимательство, то можно считать, что количество обращающихся к протестантизму будет увеличиваться как следствие поиска лучшей жизни через служения к Богу; в-третьих, почти у всех простетанских конфессий, накоплен огромный опыт приспособления к самым различным условиям, что обуславливает их гибкость, умение действовать с учетом обстановки, психологии различных групп населения; в-четвертых, нетрадиционные для Казахстана религии, в отличие от ислама и православия, больше открыты для новшеств, учитывающие меняющиеся вкусы подрастающего поколения.
В последние годы рост религиозности наблюдается в большей степени среди активно верующих, т.е. тех, кто стоит в общине и соблюдает все ее установления с 12 до 18%. Увеличилось также число тех, кто верует, но не участвует в религиозной жизни с 41по 43%, и придерживающихся религиозных обрядов по традиции (с 15 по 19%). ВТО же время за последние года уменьшилось число противников религии с2 по 1,4% и равнодушны к вопросам религии с 7,6 по 3,4%.
Личностная религиозная идентификация.
Как показали данные исследования, за последние годы также произошли в религиозной идентификации отдельной личности.
Увеличилось число, тех, кто относит себя к христианам: с 12 до 16%. Возможно, это результат визита Папы Римского в Казахстан, антитеррористической кампании, взрывом в США. В то же время уменьшилось число тех, кто относит себя к мусульманам: с 63% до 45%
Тем не менее, удельный вес тех, кто относит себя к мусульманам, остается наиболее значительным. К тому, же именно в этносах представители которых исповедуют ислам (казахи, узбеки, чеченцы, татары, уйгуры, курды) наибольший процент респондентов, которые из идентификационных критериев предпочитают религию.
Н-р: у казахов идентификация сегодня такая: я – мусульманин-64,4%, я тюркоязычный - 1,7%, я представитель своей национальности - 16,6%б я представительный рода - 1,4% я сын отечества-10,3%. У русских: я - христианин 40,1%, я мусульманин - 1,6% я русскоязычный-1,8% я представитель национальности - 19,2%, я сын отечества - 10%Сравнение показывает, что у казахов более выражена религиозная идентификация, а у русских языковая. Гражданская идентификация у обоих этносов примерно равновесна.
Исследования позволили сделать выводы о структуре религиозности в Казахстане. Данный параметр характеристики религиозной ситуации может рассматриваться в двух аспектах: удельный вес среди верующих лиц с разной степенью веры и соотношении среди верующих представителей разных конфессий. Напоминаю, больше среди населения тех, кто считает себя верующим, но не участвует активно в религиозной жизни. Почти равно число тех, кто является активно верующим и соблюдает обряды по традиции - примерно по1/5 опрошенных. Данные исследования свидетельствуют о том, что по признаку конфессиональной принадлежности опрошенные, которые отнесли себя к активным и пассивным верующим разделились следующим образом: ислам-48%, православие 24,2% католицизм - 2,3% протестантские течения - 1,1%
Фактические данные указывают на ориентированность религиозных новообразований наработок среди казахов и русских как наиболее крупных этносов страны.
Основные положения социологических концепций
Питирима Сорокина. Становление теоретических воззрений
Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик ...
Возникновение и развитие женского движения. Зарождение
женского движения в Европе
Начало 18 века – период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных классов получила тогда идея культивирования женской «слабости» (появилось выражение «слаб ...
Исследование проблем толерантности в психологии
Гуманистическая философия и психология являются методологической основой терпимости и толерантности. Прежде всего, это работы А. Маслоу, М. Бубера, К. Роджерса, В. Франкла, G. Allport, психология прощения, психология и педагогика ненасили ...