Организационно-управленческая
деятельность как социальное явление: специфика взаимодействия с социальной
политикойСтраница 3
Различные модели социальной политики представлены в различных зарубежных странах. Остаточная модель ныне наиболее полно представлена в США. Характерной особенностью ее является децентрализация, наличие большого количества социальных адресных программ, регламентируемых федеральным законодательством либо законодательством штатов. Реализация остаточной модели социальной политики осуществляется в формах государственного страхования и социальной помощи, которые имеют различные источники финансирования. Социальное страхование образуется за счет целевого налога на социальное страхование, который взимается с трудящихся и предпринимателей, а социальная помощь осуществляется за счет государственных ассигнований.
Перераспределительная модель социальной политики наиболее полно представлена в скандинавских странах и Германии. Она предполагает принципы социального равенства, которое достигается путем выравнивания доходов населения, а также контролирование обществом собственности через систему различных средств, таких, как распоряжение, пользование, распределение, перераспределение.
Заметим, что немецкие социологии и философы, принадлежащие к «Франкфуртской школе», резко критиковали данную модель социальной политики, утверждая, что государственный патернализм не только ограничивает частную инициативу, но и формирует иждивенческие потребности и наклонности, т.е. ту социальную среду, которая при минимальном уровне обеспечения поддержит любой тоталитарный режим.
Модель индустриально-экономического развития наиболее ярко проявлена в Японии. Ее основные принципы: пожизненный наем, зарплата по старшинству, пофирменные профсоюзы. Система социальной защиты включает в себя социальную помощь, социальное страхование, охрану здоровья, обслуживание престарелых. Финансирование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями и трудящимися, вместе с тем в пенсионном страховании принимает участие и государство, которое несет треть всех расходов.
Отечественные модели социальной политики систематизируются в контексте исторического процесса. Выделяют шесть национальных моделей: модель княжеского и церковно-монастырского попечительства; модель государственно-законодательного регламентирования; модель общественного призрения; модель общественно-территориального распределения; модель социального обеспечения; модель переходного периода (см. табл. 1.2).
Заметим, модели, как и сама социальная политика, динамично развиваются, потому целесообразно говорить о них либо как об исторических традициях, либо как об основных тенденциях, проявляющихся в тех или иных социальных акциях.
Таблица 1.2
Отечественные модели социальной политики
Модель 1 |
Модель 2 |
Модель 3 |
Модель 4 |
Модель 5 |
Модель 6 | |
Политическое содержание |
Радикальная |
Консервативная |
Либеральная |
Социалистическая |
Демократическая | |
Главный субъект |
Князь |
Государство, церковь |
Местные власти, меценаты |
Местные власти; предприниматели; благотворители |
Государство |
Государство, семья |
Организационный принцип |
Остаточный |
Остаточный |
Смешанный |
Смешанный |
Всеобщий |
Смешанный |
Критерии помощи |
Спонтанный, на основе культовых представлений |
На основе частичного учета средств к существованию |
Занятость |
На основе учета средств к существованию |
На основе трудового участия и гражданства |
На основе трудоспособности и материальной обеспеченности; гражданства |
Финансовая ответственность |
Князь |
Церковь, государство |
Местные власти; благотворители |
Местные власти; благотворители; благотворительные организации |
Государство; предприятия |
Государство; местные власти |
Уровень компенсаций |
Низкий |
Низкий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Средний |
Отношения на рынке труда |
- |
- |
разделение на занятых и незанятых |
Общественные неоплачиваемые работы |
Усреднение |
Разделение на занятых, незанятых, частично занятых |
Цель |
Традиционализм |
Христианско-государственный традиционализм |
Борьба с профессиональным нищенством |
Ликвидация пауперизма |
Перераспределение доходов |
Перераспределение доходов; неравенство в бедности |
Варианты |
- |
- |
- |
- |
Целевая направленность |
Поддержка доходов |
Характеристика лидеров стихийных групп
Лишь только известное число живых существ соберется вместе, все равно, будет ли то стадо животных или толпа людей, они инстинктивно подчиняются власти своего вождя. В толпе людей вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль е ...
Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая
неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества
На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределеннос ...
Государство как социальный институт. Типы и формы государства
Рассматривая государство как главный политический институт, можно выделить его основные признаки:
· наличие публичной власти;
· взимание налогов с населения;
· наличие территории, где реализуются полномочия государства;
· наличие опре ...