Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента
Страница 1

Социологическая информация » Организационно-управленческая деятельность в системе социальной защиты - особенности национальной модели » Современные модели социальных организаций (коллективов) как субъектов и объектов социального менеджмента

В системе социальных отношений и социальной работы социальным организациям принадлежит особая роль по той простой причине, что им приущи социальные свойства, они выступают как целевая общность, объединяют людей для достижения определенных целей как общего, так и индивидуального характера, имеют определенные структурно-управленческие построения, в их системе реализуются взаимодействия субъектов и объектов процесса социального управления.

Социальная организация как система, по мнению А.И. Пригожина, представляет собой целостность; имеет сложное строение; сумма свойств ее составляющих не исчерпывает ее свойств как единого целого; она функционирует в тесном взаимодействии с внешней средой. Она (организация) имеет специфические свойства: 1) организация – иерархическая система, ее отличительный признак – наличие как минимум двух элементов – субъекта и объекта управления; 2) социальная природа людей как объекта организации, предполагает в качестве своего непременного атрибута встречную спонтанную активность социальных групп и отдельных работников, имеющих собственные интересы, не всегда совпадающие с целями организации; 3) организация обладает целевой природой, поскольку создается для реализации определенных целей и оценивается через целедостижение, что предполагает в ней элементы рациональности; 4) организация опирается на горизонтальные структуры – разделение и специализацию труда по функциональному признаку; 5) организация построена по вертикальному (иерархическому) признаку, что обусловлено необходимостью координировать разнонаправленную деятельность горизонтальных структур, их спонтанную активность; 6) организация выполняет определенные функции по отношению к микросоциуму и макросоциуму.

Исходя из разных критериев, в управленческой и социологической литературе рассматривается несколько видов организаций: административные – с жестко заданной структурой и высокой степенью формализации отношений, директивно обозначенными целями (министерства, учебные заведения и т.д.); общественные организации – цели подвижны, добровольное объединение, менее формализованы структуры (профсоюзы, партии, клубы по интересам и др.); ассоциативные организации – минимальная формализация отношений, структуры подвижны, цели не декларированы (семья и др.). По видам деятельности и конечному продукту выделяют: производственные коллективы, коллективы непроизводственной сферы, услуг; коллективы учреждений здравоохранения и народного образования; научные коллективы; коллективы органов управления, включая аппарат государственного, хозяйственного управления и др.

Таким образом, организация (коллектив) – это организованная общность людей, осуществляющих конкретный вид деятельности в рамках той или иной формы собственности, обеспечивающий индивидам благополучное существование, а организации – выполнение ее социальной миссии. Как правило, основными компонентами любого коллектива выступают люди, информация, материалы, технология. Коллективы характеризуются горизонтальным и вертикальным разделением труда, необходимостью управления, координации. Организации (коллективы) функционируют в социуме, зависят от внешней среды, которая включает: экономические условия, потребителей, конкурентов, законодательные акты, систему ценностей данного общества, его состояние, международное положение и т.д.

Современные управленческие концепции рассматривают социальные организации как открытые системы, резервы роста которых находятся за пределами организации, в системе интересов потребителя, а также внешнего рынка, что дает возможность решать и внутриорганизационные задачи. Проповедуя концепции «открытая система и рациональный индивид» и «открытая система и социальный индивид» наряду с интересами потребителя во главу угла здесь ставятся потребности и интересы работников, их преданность фирме, развивается творческий потенциал, неформальные отношения, способствующие росту эффективности производства, качества продукции, услуг, оказываемых потребителям. Через эти каналы идут к увеличению прибыли.

Страницы: 1 2 3 4


Определение микросоциологии. Теории микросоциологии. Сущность теории символического интеракционизма
Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории. Микросоциологические теории уделяют основное внимание изуче ...

Основные типы современной семьи
Типология семьи: 1. Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства: Ø традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые д ...

Источники средств.
Деятельность любого благотворительного общества зависит от средств, которыми оно располагает. Женские благотворительные общества существовали за счет пожертвований частных лиц, членских взносов, средств от сборов по подписным книжкам. По ...

Поиск
Новое