Введение
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.
Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.
Формирование личности, как объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.
Задачи:
1. Изучение специализированной литературы.
2. Выявление возможностей исследовать поставленную проблему.
3. Обнаружение факторов влияющих на формирование ценностей младших школьников.
4. Формулировка стратегических и тактических ориентаций в социально-психологическом изучении ценностей.
Объект исследования – ценностные ориентации младших школьников.
Субъектом исследования являются школьники начальной школы.
Исследование состоит из трех частей:
1. Подготовительный этап. Выявление проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый анализ разработанности темы.
2. Оперативный этап. Моделирование объекта, уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.
3. Результативный этап. План исследования, методы сбора и анализа информации, интерпретация полученных данных.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое исследование, и математическая обработка результатов исследования.
Ценности национальной идеологии. Определения основных
понятий
Прежде всего, необходимо определиться с ключевыми понятиями, которые будут использоваться. Таковыми понятиями на первый взгляд (т. к. они упоминаются в названии) являются идеология и нация. Однако в ходе понимания природы этих двух поняти ...
Естественный прирост (убыль), его контрасты в различных регионах страны и
мира
В целом в послевоенное время демографическое развитие России было весьма непростым и требует пояснений. Еще в 40 г. Россия по уровню рождаемости занимала позиции выше среднего уровня по стране (имеется в виду СССР), хотя и ненамного. Войн ...
Социальная мобильность:
групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная
Социальная мобильность – изменение индивидом или группой, места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального с ...