Особенности профилактики социальной дезадаптации и подготовки к
самостоятельной жизни в обществе в учреждениях системы социального обслуживания. Особенности развития детей в условиях детского домаСтраница 3
Таким образом, бытовые условия жизни детей-сирот в детском доме часто не соответствуют нормальным, что затрудняет их полноценное физическое, психическое и социальное развитие.
В соответствии с Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не допускается:
- применение физического и психического насилия;
- применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
- применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
- уменьшение норм питания;
- лишение прогулок.
По данным Заключения по итогам общественного контроля образовательных и социально-реабилитационных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Перми и Пермского района Пермской области,[[43]] в детских домах применяются недопустимые методы наказания, наносящие вред психическому, а в крайних случаях, и физическому здоровью ребенка. Эта ситуация типична для многих детских домов.[[44]]
- ставят в угол;
- не отпускают гулять;
- не разрешают смотреть телевизор;
- запрещают заходить в игровую комнату;
- лишают развлекательных поездок;
- кричат.
Подобные методы наказания, типичные для семейных отношений (например, ставить ребенка в угол), приобретают в детских домах дискриминационный, унизительный оттенок в связи с их публичностью, которая неизбежна при коллективных методах воспитания.
Таким образом, детям, у которых практически отсутствуют позитивные ролевые модели поведения в обществе, персонал детдома неосознанно подает пример унижающих достоинство мер поддержания дисциплины. Тем самым взрослые способствуют закреплению иерархии, основанной на «праве сильного», которую сами же и формируют.
В условиях коллективного проживания право ребенка на частную жизнь подвергается наибольшему ограничению:
- в большинстве случаев у ребенка нет возможности уединиться, дети постоянно чувствуют на себе взгляд воспитателя, постоянно находятся в обществе других детей (по рекомендациям психологов, каждому человеку, из соображений «психической гигиены», необходимо проводить минимум один час в сутки наедине с собой);
- набор личных вещей ограничен. Книги, игрушки, даже одежда не являются личными. В некоторых интернатах игрушки есть только в игровой комнате и не выносятся за ее пределы. Личные вещи иногда хранятся у воспитателей;
- часто дети живут в переполненных группах, по 5-7 человек в спальне;
- во многих детских домах при жесткой регламентации распорядка дня у детей нет возможности иметь свой досуг.
Многие ограничения частной жизни вытекают из особенностей коллективного проживания. Закрытость и чрезмерная регламентация жизни в условиях детского дома приводят к отсутствию релаксации, т.е. ребенок не может расслабиться, побыть один. Его все время окружают одни и те же люди (учителя, нянечки, воспитатели). Непрерывность требований к ребенку порождает сопротивляемость детей даже разумным требованиям педагога, а иногда и агрессивность.
Самостоятельной проблемой является психологическая и «технологическая» подготовка воспитателей детских домов. В настоящее время в России отсутствует специализированная подготовка педагогов именно для работы в детских домах. Приходя в детские дома из других образовательных учреждений (школ, детских садов), воспитатели сразу сталкиваются с двумя проблемами. Во-первых, - с принципиально иными свойствами личности детей-сирот, так как многие воспитанники имеют отягощенную наследственность и серьезные проблемы со здоровьем, в одной группе находятся дети с нормальным развитием и дети с различными степенями ЗПР и ЗРР, а также дети, пережившие сильнейшие эмоциональные стрессы. Во-вторых, - с неэффективностью тех методов воспитания, которым они были обучены в вузе и использовали в предыдущих образовательных учреждениях.[]
В результате у значительной части воспитателей детского дома, в большей или меньшей степени, обнаруживаются кризисы профессиональной деятельности, и даже кризисы развития личности.
Типичными являются переживания своей профессиональной недостаточной эффективности (с занижением самооценки); подсознательное отрицательное эмоциональное отношение к детям-сиротам; «защита» от их девиантного поведения и от неразвитости сферы деятельности путем применения преимущественно более простых директивных методов воспитания, вместо более сложных корригирующих и развивающих; разочарования от неэффективности попыток установить эмоционально тёплые «человеческие» отношения с детьми-сиротами.[]
Психодиагностика особенностей профессионально-личностного развития сотрудников детского дома показывает следующее. У 45% из них отмечается умеренно выраженный уровень реактивной тревожности, что свидетельствует о достаточно актуальной у них мотивация достижения успеха и ответственности. У 55% отмечается неадекватно низкий уровень реактивной тревожности; это явление может говорить как раз о профессиональном «выгорании» воспитателя, защищающегося от повторяющихся неудач в работе с детьми-сиротами понижением мотивации профессиональной деятельности. В то же время 45% воспитателей демонстрируют высокую личностную тревожность, которая говорит о том, что длительное переживание тревоги приводит к тому, что она уже становится устойчивой чертой характера.
Проблема малообеспеченности в России – как основная социальная проблема. Малообеспеченность: сущность, понятие
Уже несколько лет рассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественного обихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведут члены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные де ...
Приложения
Приложение 1
АНКЕТА
Уважаемые соседи!
Студенты социологического факультета ЛГТУ проводят независимое исследование по изучению безработицы среди жен военнослужащих. Просим Вас принять участие в этом исследовании и заполнить анкету.
Мы ...
Программа социологического исследования, ее структура
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы иссл ...