Введение
Страница 1

Проблеме бедности всегда уделялось огромное внимание. Массовая бедность как социальное явление возникло еще в древности, вместе с неравенством в распределении богатств. В социальных науках и общественной жизни бедность оценивается как социальное зло. Зло ее заключается в том, что она есть преступление общества.

И все же ряд мыслителей выделяют положительные функции бедности. Так Г. Ганс выделяет экономические функции бедности: бедные выполняют ряд общественных работ не приемлемых для богатых, наличие бедных является условием создания рабочих мест для среднего класса.

На Руси же долгое время бедность считалась одной из форм нравственного воспитания.

Несмотря на то, что бедность оказывает некое положительное воздействие на общественную жизнь, состояние бедности не позволяет реализовывать свои потенциальные возможности.

Бедность существовала всегда. Бедность есть неотъемлемая часть любого общества. Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Саму бедность можно определить как состояние, вызванное недостатком материальных ресурсов в течение определенного отрезка времени в такой степени, что ведение нормального образа жизни, наличие условий жизни, которые являются привычными или по крайней мере поощряются или принимаются в обществе, становится невозможным или чрезвычайно затруднительным. [1]

Любопытно, что многие авторы вообще не никак не расшифровывают понятие бедности. Это рождает непонимания термина «бедность» и затрудняет оценку своего материального положения самими гражданами, и как следствие влечет собой недостоверность данных, получаемых в ходе мониторинговых опросов.

Нужно также отметить обилие литературы, посвященной феномену бедности. Существует огромное количество статистических данных, которые авторы активно используют для отражения глубины и масштабов бедности.

Ежегодно издается множество публикаций, посвященных данной теме. По большей части это различного рода статьи, очень редко встречается книжный материал, в которых уделяется внимание данному феномену. В учебных материалах проблема бедности упоминается лишь вскользь, также не все издания такого типа вообще содержат данную информацию. Учитывая это, складывается проблема поисков материала, т.к. информации по данной теме более чем достаточно, а четкая система ее изложения отсутствует. Поражает и тот факт, что во многих, довольно внушительных, статьях вообще отсутствует сколько-нибудь полезной информации.

Страницы: 1 2


Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти. Западный опыт работы отделов связи с общественностью
Связь с общественностью – искусство и наука анализа тенденций развития общественных отношений - Информационные службы при правительственных организациях призваны решать две задачи – просвещать граждан относительно деятельности государств ...

Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста
О том, насколько глубоко нежелательные изменения затрагивают современное общество, можно судить по детям. В течение последних 10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи. Особенно поражает резкий рост ...

Планирование исследования: определение проблемы, отбор случаев, ситуаций и групп
На той стадии работы, которая предшествует полевому наблюдению, исследователь обычно определяет для себя ключевую проблему и соответствующую совокупность ключевых вопросов, на которые можно получить теоретически осмысленные, т. е. подлежа ...

Поиск
Новое