Использование тестовой традиции в социологииСтраница 2
Понятно, что тестирование осуществляют для измерения глубинных, не поддающихся непосредственному измерению, психологических характеристик человека. На первый взгляд, кажется, что социолог сталкивается со сходной задачей и поэтому использование теории тестов представляется для него весьма заманчивым. Однако сделать это непросто Известно, что понятие теста принадлежит области психологии. Способы общения с респондентами, направленность получаемых результатов у социолога и психолога различны. В отличие от психолога социолог не может позволить себе достаточно тщательное изучение мнения каждого отдельного человека; ему, как правило, требуется опросить большое количество респондентов; его чаще всего интересуют характеристики не столько отдельных людей, сколько разных их совокупностей, и т.д.
Но, несмотря на различие задач, стоящих перед социологом и психологом, тестовая традиция активно внедряется в социологию, хотя здесь множество специфических проблем. Для практического освоения соответствующих подходов необходимо эти проблемы глубоко проанализировать. Начнем с более подробного рассмотрения того, что из себя представляет тестовая традиция.
Совокупность разработанных в психологии тестов весьма разнообразна. Они отличаются и по предмету исследования, и по используемым техническим приемам. Но тестовая традиция неотделима от идей факторного анализа.
Факторный анализ родился в психологии как способ поиска латентных факторов. Именно соображения, лежащие в основе тестовой традиции, привели психологов к разработке специального аппарата, позволяющего проверять гипотезы о наличии подобных факторов: выделять во множестве наблюдаемых признаков «пучки» связанных друг с другом, усматривать за каждым таким «пучком» некоторый латентный фактор и находить его значения для каждого респондента. Собственно, факторный анализ - это просто четкое выражение идей тестового подхода. Факторный анализ - (factor analysis) — многомерная статистическая методика (гр. methodike) - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы. В социолог ., в которой соотношения (или корреляции) между большой совокупностью - множество случаев, относительно которого делаются те или иные выводы. наблюдаемых переменных объясняются в терминах небольшого числа новых переменных, называемых факторами. Эти идеи зародились в работах - любой вид деятельности, который осуществляется за определенное вознаграждение. по корреляции Гальтона и Спирмена и получили дальнейшее развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововв ., прежде всего в исследованиях интеллекта (intelligence). Уровень умственного развития, измеряемый тестами, в частности, IQ. . Наибольшее применение они нашли в психологии и социологии. Основная методика - «направленная переменная - любое свойство (атрибут, характеристика) измеряемых объектов, которое изменяется от объекта к .», то есть без различия между независимой и зависимой переменными в совокупности данных. Анализ (от греческого analysis -разложение) - 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элемен . состоит из четырех этапов. Первый направлен на получение матрицы корреляций, в которой каждая переменная в совокупности данных соотнесена со всеми другими. Следующий шаг - извлечение факторов с целью - модель ожидаемого конечного результата, который может быть достигнут только с помощью проведен . определения минимального числа факторов для адекватного объяснения наблюдаемых корреляций между первоначальными переменными. Если их число близко к первоначальным переменным, то смысл в факторном анализе невелик. Цель третьего (факультативного) шага - вращения - состоит в установлении более простых и легче интерпретируемых факторов. Если получена удовлетворительная модель (лат. modulus - мера, образец) - объект-заместитель, который в определенных условиях может замен ., на четвертом этапе вычисляются значения коэффициентов для каждого фактора - причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные е . каждого случая в совокупности данных. Факторные значения могут использоваться в последующих исследованиях. Факторный анализ - метод многомерной математической статистики, применяемый для измерения взаимосвязей между приз . вызывает много критики (Чатфилд и Коллинз, 1980). Наблюдаемая матрица корреляций - квадратная таблица, содержащая коэффициенты корреляции между всеми возможными парами переменны . вообще рассматривается как построение с использованием результата корреляционных значений. Следовательно, необходимы обычные предположения об интервальном измерении, среднеарифметических распределениях и однородности разброса. Кроме того, методика считается довольно грубой. Есть и еще проблемы: различные методы (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совок . извлечения и вращения имеют тенденцию давать иные решения, а также трудно значимо интерпретировать четко выявленные в анализе Несмотря на найти другие более взвешенные решения, факторный анализ остается полезным исследовательским инструментом.
Технологии социальной работы с пожилыми людьми. Общая
характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми
Множество пожилых людей добровольно оказывают помощь соседям, знакомым, родственникам, большинство же пожилых людей привлекаются к такой деятельности посредством различных программ помощи, разрабатываемых государственными учреждениями, уч ...
Типы обществ по Т.Парсонсу
По Парсонсу, развитие общества носит эволюционный характер. Описывает этот процесс Парсонс с помощью таких категорий как дифференциация и интеграция - раскройте содержание этих понятий и охарактеризуйте три типа обществ в соответствии с н ...
Социальная
защита и социология: эффект взаимодействия
Теория социальной работы как относительно самостоятельная система научных знаний сосредотачивает внимание на глубинной сущности человека, социальных проблемах и его социальных связях, прогнозе и моделировании социальных процессов, их разв ...