Механизм реализации социальной политики в бюджетных организациях Российской Федерации
Страница 9

Социологическая информация » Социальная политика в специальной (коррекционной) школе-интернате » Механизм реализации социальной политики в бюджетных организациях Российской Федерации

Таким образом, постоянная часть (тариф и региональная надбавка к тарифу) в среднем составляет почти 80% заработка, а остальное - приходится на разнообразные школьные надбавки и премии. Тип, размер и возраст школы, а также тип поселения на структуру заработков учителей внутри регионов практически влияния не оказывают. При этом и тарифная часть, и надбавки к ней существенно различаются между регионами.

Влияет ли структура заработка учителя на его размер? Общий размер среднего заработка учителей зависит не столько от ETC, сколько от величины различных региональных и школьных надбавок. Чем больше оплата по ETC, тем, как правило, меньше вклад прочих надбавок. Это особенно заметно на примере региональной надбавки, которая имеет отчасти компенсирующий характер по отношению к тарифной ставке, варьирующей от региона к региону.

Однако в крайних случаях ситуация более прямолинейная. Например, в Республике Башкортостан, где тарифная часть самая большая, региональная надбавка также больше, а в Тамбовской области или в Краснодарском крае, напротив, наименьший тариф сочетается с наименьшей надбавкой.

Похожую ситуацию мы наблюдаем и со школьной надбавкой. Например, в Республике Башкортостан, где тариф и региональная надбавка имеют наиболее высокие значения, школьная надбавка является наименьшей среди выделенных регионов, а Курская область при минимальной региональной надбавке выделяется максимальными значениями надбавок на школьном уровне.

Надбавки отражают не только финансовое положение регионов и отдельных школ, но и социальную политику на уровне регионов и бюджетных организаций. Иметь финансовые ресурсы - это необходимое условие, но недостаточное. Нужны сильные стимулы к тому, чтобы расходовать их именно на эти цели [60, с. 38-54].

Поэтому величина надбавок в структуре заработка отражает давление со стороны региональной или местной общественности, направленное на привлечение более квалифицированного педагогического персонала и конкретную направленность социальной политики.

Итак, социальная политика в области образования работает в противоречивом режиме. Результатом являются низкие заработки учителей, борьба за учебную нагрузку, нежелание наиболее способной молодежи идти преподавать в школы, отсутствие обновления преподавательских кадров. Все это можно охарактеризовать как негативный отбор, снижающий качество школьного образования.

В целом формирование заработка (как тарифной, так и бонусной части) производит впечатление исключительно подстройки под местные экономические условия, с одной стороны, и выравнивание (удерживание) заработков учителей на определенном уровне - с другой [61].

Общим принципом для всех исследуемых регионов по данным исследования Госкомстата РФ [59, с. 439] является то, что заработки учителей отстают от средней заработной платы в регионе. Причем, чем богаче регион, тем существенней отставание. Такой механизм формирования социальной политики создает кадровые неприятности: остаются работать те, кто больше нигде не востребован.

Проблема дефицита высококвалифицированных педагогов в сфере общего образования знакома практически всем странам. Сделать профессию учителя привлекательной, привлечь квалифицированных специалистов в школу можно, прежде всего, достойной оплатой труда. Достойная оплата труда должна быть сопоставима с тем уровнем заработной платы, который работники школ могли бы получить при наличии правильно выстроенной социальной политики, как на государственном, так и на региональном уровне.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 


Бюджетно-страховая система финансирования
Отдельного внимания заслуживает механизм финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Система общественного финансирования здравоохранения в нашей стране является бюджетно-страховой. При введении системы ОМ ...

История политической жизни женщин в России
В погоне «за европейским ходом вещей» модернизация стала центральной проблемой России на протяжении всего XIX века, вплоть до 1914 года. Необходимость реформирования хозяйственного уклада и общественного устройства, вызванные неудачей реф ...

Символический интеракционизм
Одним из наиболее интересных и продуктивных течений в современной западной социологии является символический интеракционизм. Его основатель, американский социолог и психолог Дж. Мид (1863—1931), вдохновленный идеями Ч. Дарвина, пытается с ...

Поиск
Новое