Направленность и культура
Страница 1

Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе своей инкультурации и социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального обрания, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.

В-третьих, как «производитель» культуры, творчески порождающий новые культурные формы, либо интерпретативно воспроизводящий или оценивающий в суждениях имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества. И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям[4].

Итак, если выше мы говорили о направленности, как о явлении, порожденном социальным окружением, то теперь несколько конкретизируем эту связь, а именно – направленность, как общая устремленность личности, во многом зависит от культуры общества и от того, что транслируют продукты этой культуры. Необходимо указать, что любой предмет, принадлежащий какой либо культуре, является одновременно продуктом и транслятором этой культуры. Например, любое художественное произведение с одной стороны, опирается на достижения, нормы и принципы той культуры, в рамках которой была создана, а с другой стороны, это самое художественное произведение транслирует культуру читателю, в некотором смысле формируя его мировоззрение.

Исходя из Культурно-исторической теории Выготского, можно предположить, что культура, прямо или косвенно влияет на направленность человека.

Влиять культура может через потребности. Так или иначе, но направленность в основном не предметна, а устремлена в какую либо жизненную сферу. Человек стремится не к конкретной материальному или духовному благу, а к некой общности ценностей, и при этом, группа ценностей не является целью, а скорее некой областью, в которой человек стремится совершенствоваться[2]. Например, если человек испытывает потребность в уважении, то он просто физически не способен достичь его во всех социальных сферах и группах. Но есть наиболее приоритетная для него сфера – например его рабочий коллектив. И человек будет стремиться удовлетворить потребность в уважении именно в внутри этого коллектива[3]а вот средства достижения уважения целиком и полностью обусловлены культурой. Например, если в одной культуре слово уважаемый синоним слову обеспеченный, то и добиваться уважения человек будет улучшая свое материальное благосостояние. А в другой культуре слово уважаемый синоним слову – сильный. И пути достижения уважения тоже будет соответствующие[5].

Страницы: 1 2


Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения
Общественное мнение – это оценочные суждения большинства членов больших общностей людей, выражающие их отношения к фактам, явлениям, процессам действительности. Теоретическому осмыслению общественного мнения и его роли в государственной ...

Технология социальной реабилитации пожилых людей
Беседа с клиентом. Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение) или ...

Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. Пожилые люди как социальная общность
Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической. Функциональной и т.п. Совокуп ...

Поиск
Новое