Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества

Социологическая информация » Современные технократические концепции развития мировой цивилизации » Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества

На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределенностью: понятия малой группы, человеческих отношений, общественного мнения, роли и т.д. не образуют взаимосвязанного целого, составляющего «теорию общества». Поэтому накопление огромного эмпирического материала без кодификации «повисает в воздухе» и грозит потерей контроля над ним. Обнаружилась неудовлетворенность исследованиями сугубо прикладного характера. О содержательной бедности эмпирической социологии говорили: собирание фактов, тривиальное их сопоставление, отыскание простейших зависимостей между переменными. Стало очевидным, что возможности ее ограничены, а эмпиризм не является целостным научным познанием.

Узость теоретических возможностей, сосредоточение внимания на сюжетах повседневной жизни, автономном функционировании отдельных социальных явлений (безработица, эмигранты, реклама и т.д.) привело к тому, что представители эмпирической социологии не могли связать отношение части и целого. Так как социальные явления можно адекватно интерпретировать лишь как проявления общественной жизни в целом, возникал вопрос, способна ли социология быть средством для решения важных социальных проблем для совершенствования жизни общества.

Возникла необходимость поиска «научно точной» методологии и методики социологического познания. Нужно было ликвидировать образовавшийся разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.

Исходя из признания доминации общества в рамках трихотомии «Общество- малая группа- индивид», новая социология возвратилась к изучению общих социальных проблем. Поскольку закономерности природы человека рассматривались в ней как универсальные (неизменные), то и макросоциальные закономерности представлялись едиными для всех времен и народов. Одновременно указывалось на ограниченность психологических изысканий в малых группах и попыток через групповую психологию выйти на умозаключения в социетальных системах. В результате произошло разграничение социологии и социальной психологии, наметился поворот к возрождению к теоретической (академической) социологии.


Психологическая работа с детьми дошкольной группы.
В учреждении в штате предусмотрен один психолог, на момент прохождения практики это место было вакантным. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалиста центров помощи семьи детям с г. Краснодара, которые провод ...

Оценка воспроизводственного процесса в ЮФО
В силу повышенной рождаемости и пониженной смертности демографическая ситуация в ЮФО выглядит лучше, чем в целом в России. Однако естественный прирост населения происходит в наиболее депрессивных регионах, тем самым ухудшая и без того сло ...

Производственные факторы
Вопросы охраны и укрепления здоровья работающего населения – одна из важнейших проблем медицины труда и здравоохранения. Анализ состояния здоровья работающих в России свидетельствует о его ухудшении в последние годы в связи с высоким уров ...

Поиск
Новое