Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р. Арона, К. Манхейм
В условиях индустриализации массовый характер приобретает само общество. Массовое — это общество, в котором доминируют массы, господствует массовое производство и потребление, массовая коммуникация и культура, гражданское общество, опирающееся на общественное мнение. В историческом аспекте выделяют несколько концептуальных трактовок «массового общества».
1. Элитарная концепция (Г. Лебон, Г. Тард, Ортега-и-Гассет и др.) в котором масса рассматривается как толпа («свинячье множество», «грядущий хам» и т. п.) — худшая часть людей. В массовых действиях отсутствуют общие ценности и убеждения, поэтому для них характерны иррациональные импульсы, анархия, хаос и т. п. Разрушительная угроза массы для общества заключается в том, что, несмотря на свою неспособность руководить своим собственным существованием, она необоснованно стремится занять место элиты — природного лидера. Реализация данного устремлении— это «восстание масс», «буйство толпы», «царство толпы», которое ведет к катастрофе и закату человеческой цивилизации.
2. В 30—40 годах формируется антитоталитарная концепция (X. Арендт, Э. Ледерер), в которой критикуются проявления государственно-монополистической организации, тоталитаризма. В ней масса рассматривается как гетерогенная неоднородная общность — деклассированная, утратившая классовую определенность, превратившаяся в аморфное состояние и следующая своим эмоциям. Своекорыстная элита осуществляет свое господство с помощью популизма и тоталитарного (бюрократического) аппарата — заигрывая с массой, манипулируя выгодными для себя ее настроениями на общественном и бытовом уровне. В результате образовавшаяся социальная псевдогруппа «единый народ», оказывается сбитым с толку, развращенным и подчиненным «сильной личности (фашизм, социализм). Таким образом, сверхорганизованные бюрократические общества являются продуктом массовизации и разными моделями «массового общества».
Теории культурно-исторических типов общества
Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждо ...
Теория социальной мобильности. Маргинализм
Социальная мобильность − изменение индивидами или группами своего положения, места, социального статуса в структуре общества.
Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным, основана на представлении об обществе как соци ...
Групповая работа с родителями наркоманов.
Поскольку, как это было показано выше, подростковая наркомания является семейной проблемой, важной составляющей вторичной профилактики наркомании стала работа с родителями. В структуре системного терапевтического воздействия на семью на ...