Диагностика социальных проблем
Страница 5

По характеру проблемы подразделяются на исходные (ключевые, корневые), лежащие в основе других проблем, и производные. Установление ключевых проблем связано с обоснованием ведущего звена социального развития, что имеет принципиальное значение для определения направлений и темпов социальных преобразований, для установления приоритетов в распределении и использовании ресурсов, находящихся в распоряжении общества или отдельных его подсистем.

С точки зрения масштабности проблемы можно классифицировать как общегосударственные (общенациональные), региональные (национальные), локальные (отдельных социальных групп). Такое деление дает возможность "развести" субъекты решения проблем, определить сферы компетентности органов управления различных уровней иерархии, уточнить их полномочия и ответственность.

По величине последствий можно выделить неотложные, остростоящие проблемы, проблемы ближайшей и отдаленной перспектив. Указанная градация дает возможность более рационально распределять общественные ресурсы во времени, а также более обоснованно расставлять приоритеты в деятельности органов управления различного уровня и ранга.

Диагностика социальных проблем как метод программирования включает не только описание и типологизацию последних, но также определение проблемного объекта в качестве особого объекта управления. Проблемный объект представляет собой совокупность социальных агентов (будь то предприятие, организация, отрасль, региональное или иное образование) и отношений между ними, состояние которых порождает проблему и требует принятия специальных управленческих решений. Например, когда речь идет о преступности, то в состав проблемного объекта следует включать не только преступников, но также органы безопасности, правопорядка, правосудия, тюрьмы, исправительные колонии, органы социальной реабилитации и пр., т.е. те субъекты социальной жизни, поведение и взаимодействие которых при определенных условиях приводят к росту или снижению преступности, изменению ее масштабов и форм. На эти субъекты впоследствии будет направлено управленческое воздействие.

Проблемный объект - это открытая система, являющаяся подсистемой более сложной социальной системы. Исходя из этого решение проблемы возможно двумя путями: либо посредством перевода его в новое состояние, либо посредством изменения свойств всей социальной системы. Например, в нашей стране долгое время (до конца 1980-х гг.) перепродажа товаров с целью наживы рассматривалась как спекуляция и квалифицировалась как разновидность экономических преступлений. Данное явление попадало в разряд факторов, обусловливающих проблему преступности. В ходе перестройки социально-экономической и социально-политической жизни России, постепенного утверждения рыночных основ хозяйствования были приняты новые нормативные акты, регулирующие экономическое поведение и разрешающие свободную торговлю как разновидность предпринимательства. Так в результате изменения норм хозяйственной жизни спекуляция из разряда экономических преступлений попала в разряд узаконенной коммерческой деятельности. Таким образом, изменение свойств всей социальной системы привело к тому, что данный аспект проблемы был снят.

В проблемном объекте следует выделять социальную, функциональную и хронологическую структуры. Социальная структура - это основные характеристики "человеческой" составляющей проблемного объекта. Применительно к преступности - это половозрастные, социально-классовые, национально-этнические, профессионально-квалификационные характеристики преступников, это структура государственных и негосударственных социальных институтов, оказывающих воздействие на преступность. Функциональная структура включает множество социальных процессов, приводящих к возникновению проблемы. Например, убийства, грабежи, разбой, хищения, хулиганство - все это процессы, свидетельствующие о наличии преступности. В то же время коррупция в государственном аппарате свидетельствует о том, что преступность становится социальной проблемой. Хронологическая структура отражает динамику проблемного объекта, основные тенденции его развития. Приведенная структуризация позволяет выявлять специфику управленческого воздействия в зависимости от того, кто входит в данный проблемный объект, какие процессы его характеризуют, каковы его масштабы и темпы изменения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Приложения
Приложение А Таблица 1. Принципиальная схема взаимодействия основных институтов социальной политики [41, с.96] Институты социальной политики Результат деятельности Основные потребители результат Непрофильные Законодат ...

Основные выводы и рекомендации по результатам исследования особенностей социальной политики в специализированных коррекционных школах-интернатах
Реализация социальных прав граждан - одна из наиболее сложных проблем современной России. Одна третья часть населения живет либо на грани, либо за чертой бедности. К этой категории можно отнести и работников образования. Работники бюджет ...

Семья, как социальный институт
Сегодня мы часто слышим, что семья скоро отомрет. Многие социологи говорят, что институт брака в западных странах за последние 40 лет сильно ослабел. В качестве аргументов они называют легкость и частоту разводов, вступление в брак в более ...

Поиск
Новое