Методы формирования целевой структуры социальной программыСтраница 5
На втором этапе производится ранжирование целей. При этом используются не формальные, как это принято в методике ПАТТЕРН, а экспертные оценки относительной важности, взаимосвязанности и экономической целесообразности подцелей различного уровня, представляющие собой условные величины, на основе которых принимается решение о направлениях распределения и объемах используемых ресурсов.
Ранжирование опирается на индивидуальные экспертные оценки, которые с помощью определенных приемов усредняются, в результате чего устанавливаются предпочтения в выборе той или иной ветви дерева целей. Существуют четыре способа получения обобщающих оценок в процессе расстановки целевых приоритетов: методы простого, взвешенного ранжирования, последовательного и парного сравнения.
При простом и взвешенном ранжировании используется экспертный опрос: в анкете предусматриваются определенные варианты оценок различных факторов на основе заранее установленной шкалы (в первом случае одна шкала, во втором - две, дополнительная шкала вводится для оценки значимости каждого фактора). Эксперты выбирают наиболее подходящие, с их точки зрения, варианты. Обобщенные оценки получаются в либо как среднее арифметическое значений конкретного фактора, выставленных различными респондентами (для первого случая), либо как среднее взвешенное соответствующих значений (во втором случае).
Названные выше методы выгодно отличаются своей простотой. Однако они имеют существенный недостаток: результаты экспертизы достаточно грубые, они в значительной мере определяются субъективными обстоятельствами и, в частности, настроением, ментальными особенностями респондента.
Данный недостаток отчасти снимается, когда применяются последовательное и парное сравнение. При последовательном сравнении эксперту предлагаются два теста, в каждом из которых дается информация о степени важности некоторых целей. В ходе первого теста эксперт выбирает наиболее подходящие для него оценки по заранее заданной шкале. Во втором тесте он отвечает на вопросы, относящиеся к различным комбинациям целей. Это позволяет получить сведения о возможной корректировке первого варианта оценок. После соответствующей корректировки обобщенную оценку получают методом среднего арифметического.
При парных сравнениях устанавливаются оценки превосходства одного фактора над другим, которые задаются в виде целых или дробных положительных чисел. Пользуясь этими оценками, каждый эксперт строит матрицу превосходства. Ее собственный вектор соответствует индивидуальному мнению эксперта относительно важности и значимости определенной совокупности целей. Полученная информация методами линейной алгебры сводится в обобщающие оценки, на основании которых расставляются приоритеты в способах деятельности и направлениях использования имеющихся ресурсов.
В процессе ранжирования, наряду с экспертными, важно также определять косвенные количественные оценки, которые при помощи некоторых признаков дают информацию о значимости и взаимосвязанности целей. В качестве таких признаков могут выступать: количество подсистем, реализующих конкретную функцию; число нормативных документов, которыми регламентируется данная функция; общественное мнение в отношении ее реализации и др.
Применение экспертных методов для разработки системы целей программы эффективно тогда, когда проблема, решаемая программным способом, плохо структурирована и когда в системе управления не сформировались подходы к ее решению.
Мы рассмотрели методы декомпозиции целей. Они играют очень важную роль при обосновании структуры программы, направлений программной деятельности с учетом их приоритетности, при определении состава исполнителей и порядка их взаимодействия. Однако для получения более полной информации о поведении различных социальных субъектов, о возможностях достижения намечаемых целей, о реальности тех или иных целевых состояний необходимо, наряду с вышеуказанными, использовать также методы нормативного и поискового прогнозирования, и прежде всего, метод социальных образцов, трендовое (экстраполяционное), факторное (аналитическое) и эвристическое (имитационное и игровое) моделирование.
Метод социальных образцов (разновидность нормативного метода) применяется для расчета целевых показателей. В его основе анализ и обобщение жизненных стандартов и стилей, моделей потребления и поведения так называемых «социально продвинутых» групп населения, моделей социального устройства общества с целью их распространения и внедрения в повседневную жизнь. Значение данного метода в том, что он позволяет на основе эмпирически наблюдаемых признаков устанавливать объективные закономерности протекания в обществе конкретных социальных процессов.
Трендовые модели опираются на анализ тенденций изменения прогнозируемых параметров. В них устанавливается математическая зависимость количественных показателей, характеризующих конкретное социальное явление, и фактора времени. Динамика процессов в этих моделях условно сводится к трем уровням: постоянный средний, тенденция к повышению и тенденция к понижению. Для каждого из названных уровней используется вполне определенный класс математических уравнений линейного или нелинейного вида.
Теория действия
Социологическая теория действия (или теория обмена) обязана своим возникновением американскому исследователю Дж. Хомансу (1910—1989). Он видит задачу эмпирической социальной науки в описании и объяснении связи между явлениями. Таким образ ...
Рейтинг России по индексу
развития человеческого потенциала
Необходимо проанализировать, на каком месте находится Россия по отношению к странам мира и от чего это может зависеть.
С каждым годом Россия, по своему рейтингу, отходит все дальше и дальше от стран с очень высоким ИРЧП (всего рассматрив ...
Социальные группы массового стихийного поведения. Общая характеристика и типы
стихийных групп
Приступая к классификации социальных групп, следует выделить разновидность, в строгом смысле не являющуюся ''группой'', скорее кратковременным объединением большого числа лиц, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демон ...