Глобализация и сфера образованияСтраница 1
Глобализация является многогранным процессом, который затрагивается все стороны жизнедеятельности мирового социума, все страны и континенты, людей различных национальностей, рас и вероисповеданий. Образование также не могло не испытать на себе воздействие глобализации. На примере нашей страны мы можем видеть, сколь велика на сегодняшний день та сила, которая действует в мировом масштабе.
Россия присоединилась к Болонскому процессу, который является одной из многих форм глобализации, такой же, как мировые рынки, мировые СМИ или международный терроризм. Болонский процесс – это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через национальные границы: «одна из ключевых сфер национальной идентичности – высшее образование – все более интернационализуется по мере того, как государства адаптируют свою политику к этому нововведению».
Наша страна отказывается от сложившихся традиций в сфере образования, чтобы дипломы выпускников высших учебных заведений соответствовали мировым стандартам.
Государство в России всегда пыталось курировать сферу образования. Реформа российского образования изначально вызвала нарекания со стороны научного сообщества. Разногласия между властью и научно-образовательным сообществом не преодолены до сих пор.
Национальное государство поступилось своими традициями ради того, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляет глобальный рынок. Основным противоречием современного мира является противостояние между глобализацией и стремлением к сохранению своей национальной идентичности. Взаимосвязь этих двух противоборствующих сил отражается в отношении России к Болонскому процессу: «с одной стороны, Болонский процесс – это проявление глобализации, и Россия заинтересована в использовании предоставляемых возможностей и глобальных перспектив», с другой стороны, нашей стране нужно постараться не потерять свою самобытность.
Мы принимаем межгосударственные, наднациональные стандарты, чтобы сохранить свою конкурентоспособность. В данном случае торжество глобализации очевидно. Сможем ли мы выиграть от унификации национальных систем образования в рамках единых европейских стандартов? На этот вопрос сможет ответить только время.
В сфере образования можно отметить тенденции, характерные для целого ряда стран:
1. Растет спрос на высшее образование. Сегодня немодно быть необразованным. Заработная плата «белых воротничков» значительно выше, нежели у «синих», а следовательно, чтобы больше зарабатывать, нужно больше учиться. Во всем мире число поступлений в ВУЗы растет на 10-15% в год, в том числе в странах Азии, Африки и Латинской Америки со средними и низкими доходами на душу населения.
2. Стремление к повышению качества образования. Современные информационные технологии совершили революцию в образовательном процессе. Критерии качества кардинально изменились. Качественное высшее образование теперь требует наличия современной электроники в классах, общежитиях, библиотеках, научных лабораториях и аудиториях для занятий. Информация для студентов сканируется и размещается в Интернете. Студенты могут получить доступ к учебной информации не только в своем вузе, а в любой точке земного шара, где бы они ни жили и куда бы ни ездили.
Теоретические и методологические основы изучения
проблемы наркотизации в современном обществе. Наркомания как социальная проблема
Об употреблении людьми различных веществ, изменяющих поведение, известно с глубокой древности. Право употребления наркотиков имели только вожди племен, шаманы, жрецы. Для простых смертных на эти средства было наложено табу, а их рецепты х ...
Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и
деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З,
Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и за
Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм — как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации. Социалистическая система представляет собой индустриальное закрытое (тотали ...
Институционализация отношений
Во избежание конфликта важно укреплять позитивные отношения возможных его участников. Но не менее важна их институционализация - создание постоянных или временных форм, взаимодействия сторон, которые препятствуют возникновению конфликта, ...