Роль моды в социально-групповой идентификации студентов
Страница 1

Л.В. Петров определяет идентификацию как «исходную точку моды». Социальное воздействие моды на идентификационные процессы социальной группы студенчества реализуется через осуществление ей своих функций в молодежной среде. Поэтому в интересах целесообразности и удобства анализа мы сосредоточимся на исследовании функциональных характеристик моды в социально-групповой идентификации студентов.

Экспликация содержательного аспекта данной проблемы предполагает ясное представление о социально-групповой идентификации, а точнее, о лежащей в ее основе идентичности. Это понятие играет важную роль в нашем исследовании, оно используется как один из основных теоретических конструктов в современных исследованиях по проблемам молодежи и социологии моды, поэтому нам необходимо хотя бы вкратце рассмотреть его в нашей работе.

Теоретики едины во мнении, что идентичность социальна по происхождению, т.к. формируется в результате взаимодействия с людьми и усвоения каждым выработанного в процессе социальной коммуникации языка. Изменения идентичности обусловлены социальными изменениями.

В отечественной социологии исследуются в основном структура и формы идентичности, ее роль в формировании субъектов общества. Здесь наиболее удачными попытками развития темы формирования идентичности в обществе являются, на наш взгляд, работы В.А. Ядова и его школы. По этому направлению исследований изучаются социальные установки, способствующие процессу самопознания. Эти социальные установки складываются в систему диспозиций: элементарные установки, социальные установки, базовые социальные установки, система ценностных ориентаций.

Сразу же подчеркнем тот факт, что исследование идентификации не аналогично анализу идентичности. Идентичность включает в себя различные аспекты, а идентификация – описание таких аспектов. Идентичность – результат, отстаивание и защита себя, идентификация – приспособление, процесс постоянного выбора, принятие норм, традиций, установок. Потому на каждом уровне описания процесс идентификации предшествует осмыслению идентичности.

По объектам идентификации выделяют персональную, социальную и общечеловеческую. Содержательные компоненты идентификации включают в себя когнитивную (формальное, объективное знание о принадлежности к некой группе), аффективную (эмоциональное отношение, чувство «Мы») и поведенческую (готовность к коллективным действиям, принятым в группе) составляющие.

К формам идентификации относятся: прямое отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом; причисление себя к определенной номинальной социальной группе (например, молодежь); причисление себя к реальным социальным общностям, преимущественно основанным на совместной реальной деятельности (студенчество).

В данном случае нас интересуют социологические аспекты идентичности, когда идентичность оценивается с точки зрения общества и его институтов. В этом случае она выступает как комплекс ролей и статусов, организованных адекватно социальной системе. Профессия, социоэкономический статус, пол, раса, образовательный уровень и т.д. – основные части идентичности в социологическом смысле. Именно социальная идентификация при помощи моды реализуется в поведении студенчества как социальной группы. Идентичность социальных групп – то интегративное качество, которое отличает их от окружающей среды, длится на протяжении всего существования этих групп и влияет на каждый из элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Волонтерское движение как субъект социальной работы: основные характеристики
Деятельность по социальной поддержке населения не может быть и никогда не была сугубо государственной задачей. Если общество становиться субъектом социальной помощи, защищенность каждого его члена значительно возрастает. История допрофесс ...

Методы социологии
Теоретические концепции — основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации пон ...

Причины появления бомжей
Основными причинами появления бомжей являются приватизация и свободная продажа жилья. Объективными причинами роста числа бомжей в 1990-х годах являются обострение экономической ситуации (падение производства, инфляция, рост цен, падени ...

Поиск
Новое