Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
Страница 1

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования

Социологическое исследование − это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью − получить достоверные данные об изучаемом явлении для их последующего практического применения.

Конкретное социологическое исследование представляет собой систему процедур, имеющих целью получение точных объективных данных об изучаемом явлении или процессе. При проведении социологических исследований широко используются многообразные методы.

В зависимости от решаемых задач различают три основных вида социологического исследования:

· Разведывательное исследование − наиболее простой вид социологического исследования, имеющий целью получить оперативную социологическую информацию. Разновидностью разведывательного исследования является экспресс-опрос, задача которого − выявить отношение людей к актуальным событиям и фактам.

· Описательное исследование − более сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении.

· Аналитическое исследование − самый глубокий вид социологического исследования, ставящий своей целью не только описание изучаемого явления, но и выяснение причинно-следственных связей между его характеристиками. Разновидность аналитического исследования − это эксперимент, который в социологии служит не столько методом сбора информации, столько проверкой выдвинутой гипотезы.

Этапы проведения социологического исследования:

1.

Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).

2.

Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).

3.

Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).

4.

Определение целей исследования, как правило, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий, побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).

5.

Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, как правило, не бывает карманных денег).

6.

Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).

7.

Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).

8.

Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.

9.

Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации и т.д.

Страницы: 1 2


Причины межнациональных конфликтов
За последние годы в различных частях света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Армении, Афганистане, Таджикистане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфлик ...

Данные средств массовой информации
Особенность этого вида информа­ции состоит в том, что она являет­ся нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради инфор­мации воплощающейся в газетах, журналах, радио- и телепрограммах и т.п. Но п ...

Системный характер социальной работы
Социальная работа (как и всякая другая деятельность) представляет собой целостную систему и с точки зрения ее содержания, и с точки зрения организации и управления. Все ее компоненты функционируют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, ...

Поиск
Новое