Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
Страница 2

Социологическая информация » Предмет и объект социологии » Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях

Свойство выборочной совокупности отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности называется репрезентативностью. Очевидно, что абсолютно репрезентативную (отражающую по всем параметрам) выборку сформировать невозможно, но необходимо обеспечивать репрезентативность по основным направлениям исследования.

Любая выборочная совокупность требует определения ее типа, структуры и объема.

Выборочная совокупность – уменьшенная модель генеральной совокупности; те, кому социолог раздает анкеты, кто называется респондентами, кто, наконец, представляет собой объект социологического исследования. Иначе говоря, это множество людей, которых социолог опрашивает.

Полный и точный перечень единиц выборочной совокупности образует основу выборки. Элементы, предназначенные для отбора, называются единицами отбора.

Если основа выборки включает список единиц отбора, то структура выборки подразумевает их группировки по каким-то важным признакам, например, распределение индивидов по профессии, квалификации, полу и возрасту. Таким образом, структура выборки – это процентные пропорции признаков объекта, на основании которых составляется выборочная совокупность.

Если тип выборки говорит о том, как попадают люди в выборочную совокупность, то объем выборки сообщает о том, какое количество попало в нее. Объем выборки – количество единиц выборочной совокупности. Поскольку выборочная совокупность (или выборка, что одно и то же) – это часть генеральной совокупности, отобранной с помощью специальных методов, - поскольку ее объем всегда меньше объема генеральной.

Расхождение между генеральной и выборочной совокупностью называется ошибкой репрезентативности, допустимое склонение – 5%.

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представляет характеристику генеральной. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности. Иными словами, ошибкой репрезентативности называется расхождение между двумя совокупностями – генеральной, на которую направлен теоретический интерес социолога, и выборочной, на которую направлен его практический интерес, выступающей одновременно и как объект обследования и как средство получить информацию о генеральной совокупности.

Страницы: 1 2 


Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
Анкетирование – самый распространенный в социологии метод опроса. Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. ...

Изменения в системе ценностей россиян
Анализируя ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотн ...

Досуг и отдых: необходимость социологического изучения
Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических нарушений (Устав ВОЗ, 1948). Формирование здорового образа жизни путем создания благоприятных условий жизнедеятельности ...

Поиск
Новое