Анкета в социологическом исследовании, ее структура и
основные принципы составленияСтраница 3
5. В анкете должно быть предусмотрено право не отвечать на вопрос. Перед проведением опроса любая анкета, так же как и любой другой новый инструмент, проходит апробацию. Эта стадия прикладного социологического исследования носит название пилотажной или пилотажного исследования. Суть пилотажного исследования заключается в проверке соответствия анкеты тем требованиям, которые изложены выше, и ее корректировки в случае, если выявятся их нарушения.
Паспортная часть анкеты включает вопросы, ответы на которые дают основные, статусные сведения о респондентах, пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, основной род занятий, источник и размер дохода. Такого рода вопросы лучше формулировать в закрытой форме, разбив континуумы (последовательности количественных значений) названных признаков на интервалы. Это значительно ускоряет заполнение анкеты и ее обработку. Закрытые вопросы, касающиеся статуса, следует формулировать в терминах, исключающих двусмысленное толкование. Также в закрытом вопросе желательно избегать терминов, которые могли бы принизить статус респондента. Например, перечисляя группы работников, отличающиеся уровнем квалификации, следует использовать конкретные названия профессий. Паспортная часть размещается в конце анкеты.
Анкетные опросы различаются целями, адресатами, содержанием и конструкцией задаваемых вопросов. С точки зрения целей и содержания анкетные опросы могут быть направлены на получение информации о событиях, фактах поведения, имевших место в прошлом и настоящем, о продуктах деятельности, а также о мотивах деятельности, поступков, оценках и мнениях.
Как метод сбора социологической информации анкетный опрос применяется в трех случаях:
а) когда необходимо получить большой объем информации;
б) если объект исследования - общественное мнение, представления людей;
в) при наличии условий достаточно быстрого распространения и доставки анкет респондентам, а также уверенности в достаточно большом количестве возвращения анкет.
При проведении опросов необходимо учитывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, сильно зависят от непосредственных и конкретных условий опроса и множества других факторов, в частности, от обмена мнениями о предмете опроса между респондентами. Поэтому любой опрос желательно проводить как можно в более сжатые сроки. Любая анкета должна состоять из трех частей: обращения к респонденту (введения), собственно вопросника и так называемой паспортной части. Назначение обращения к респонденту — разъяснить ему цель исследования, его замысел. Обращение должно быть кратким, понятным, избегать панибратского, заискивающего или ложно доверительного тона, бюрократического стиля, академизма, пафоса и т.п. В целом стиль изложения и тон обращения должны учитывать возможность опрашиваемого правильно ответить на поставленный вопрос, его компетентность в данной области. Желательно также указать организацию, проводящую опрос, и подчеркнуть в случае необходимости гарантии анонимности. Не следует озаглавливать анкету, чтобы избежать давления на респондентов стереотипов массового сознания. Надежность информации, получаемой как с помощью интервью, так и анкетного и других форм опроса, зависит не только от свойств самой информации, но и от того, какие вопросы формулируются и какова лексика (язык) анкеты.
Отчуждение.
Невозможно составить себе полное представление о деятельном, творческом человеке, который своими руками создает и осваивает предметный мир, без понятия "отрицание продуктивности", или "отчуждение". Для Маркса история ч ...
Техника и гуманизация
Проникновение техники во все области бытия — и тем большее, чем дальше продвинулась страна по пути цивилизации западного типа, — общеизвестный факт. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западной культуры, средством ...
Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
Общество — это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-производственная сфера — это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по п ...