Связь теории социальной работы и социальной психологии
Страница 2

Социологическая информация » Связь теории социальной работы и социальной психологии » Связь теории социальной работы и социальной психологии

К методикам психосоциальной работы следует отнести следующие:

· психодиагностика, она осуществляется с помощью психологических методов изучения личности и (или) группы и направлена на получение достоверных сведений о психологических характеристиках субъекта и отражении ситуации в его психических состояния;

· психотерапия – лечение при помощи воздействия на психику человека;

· психокоррекция – исправление нарушений в психике человека психологическими средствами;

· психологическое консультирование – индивидуальная психологическая помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предоставления советов для ее улучшения; это интегральная процедура, основанная на методах психодиагностики, психотерапии и психокоррекции;

· психогигиена – часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психологического здоровья человека (выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; разработка и внедрение в практику социальной работы мероприятий по укреплению психики человека, повышению ее сопротивляемости стрессогенным воздействиям и обеспечению условий для нормального функционирования психики человека);

· психопрофилактика – устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.

Помимо методик в психосоциальной работе активно применяются технологии. Технология – это воспроизводимое ядро методики, причем воспроизводимое логически операционально, а не буквально содержательно.

В практике психосоциальной помощи можно выделить технологии индивидуальной работы с личностью и технологии групповой работы.

В основе технологий индивидуальной работы с личностью в современной психосоциальной работе лежит развивающая стратегия, реализующаяся в условиях диалога, субъект-субъектного взаимодейсивия специалиста и клиента.

Психологические условия реализации диалога, по К. Роджерсу:

1. естественность и спонтанность в выражении субъективных чувств и ощущений, которые возникают между партнерами в каждый отдельный момент их взаимодействия;

2. безусловное позитивное отношение к другим людям и самому себе, забота о другом и принятие его как равноправного партнера по общению;

3. эмпатическое понимание, умение тонко и адекватно сопереживать чувствам, настроению, мыслям другого человека в ходе межличностных контактов с ним.

Основным инструментом реализации индивидуальной работы является беседа или интервью. Обычно описывается пятишаговая модель их организации.

Первая стадия – структурирование ситуации и достижение взаимопонимания.

Вторая стадия – сбор информации о проблеме клиента и его потенциальных возможностях о решении проблемы.

Третья стадия – выявление желаемого результата решения проблемы.

Четвертая стадия – выработка альтернативных решений.

Пятая стадия – обобщение предыдущих этапов и переход от обсуждений к действию.

Использование технологий групповой работы основано на представлениях о том, что межличностное взаимодействие и межличностные отношения открывают дополнительные возможности социо-психологической взаимопомощи. В специально создаваемых группах появляется возможность погрузить участников в смоделированные ситуации, организовать проигрывание соответствующих ролей, опереться на механизмы социального влияния, сопереживания, взаимной поддержки, обратной связи. Предполагается, что опыт, приобретаемый в группах, впоследствии переносится человеком в реальную жизнь.

В отечественной психологии относительно групповых форм наиболее распространенным и обобщающим является понятие психологического тренинга.

Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В основе тренинга использование активных средств (техник) групповой психосоциальной работы. Выделяют три группы средств:

Страницы: 1 2 3


Модернизация деятельности КДН.
Документы о правах человека, Конвенция о правах ребенка могут быть такими ориентирами, ибо в этих документах международное сообщество в определенной степени создало модель личности, воплощающей, воспитывающей в себе общечеловеческие ценно ...

Основные формы проявления девиантного поведения
Под формами девиантного поведения обычно понимают конкретные проявления отклонении в поступках и действиях человека. Попробуем дать им краткую характеристику, основанную, прежде всего на влиянии, как на самого человека, так и на его окруж ...

Женщина в гражданском обществе.
Как бы там ни было, а большая часть женщин занята именно в отдельных отраслях народного хозяйства. Концентрация женщин в сфере образования, культуры, в отдельных отраслях промышленности не может рассматриваться как положительный фактор, и ...

Поиск
Новое