Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

Социологическая информация » Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом » Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование

Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные вопросы.

Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись проводится либо интервьюером, либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью. По содержанию беседы различают так называемые документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений - выявление оценок, взглядов, суждений. По технике проведения различаются стандартизированные (строго формализованные) интервью, свободные (проводимые по заранее установленной общей программе) и фокусированные, имеющие целью выявление реакций опрашиваемого на относительно узкий круг проблем. По способу организации можно выделить групповые и индивидуальные интервью. Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

В. Ядов формулирует следующие основные принципы построения анкеты.

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты; опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого.

Второй принцип - учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемых.

Третий принцип - при расположении вопросов идти от частного к общему, а не наоборот.

Четвертый принцип - смысловые блоки опросного листа должны быть примерно одинакового объема.

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Анкета должна начинаться с относительно простых вопросов, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные) затем - еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце - наиболее сложные вопросы (один - два), после чего - завершающая «паспортичка».

Достоверность данных опросов оценивается по-разному. Так существует мнение, что опросы выявляют лишь то, «что люди считают нужным сказать о себе, а не то, что они действительно думают или делают» (Э. Гидденс). При этом ссылаются на четко установленные факты «лукавства» респондентов, когда они заявляли о своей осведомленности о несуществующих книгах и кинофильмах. По некоторым сведениям доля таких респондентов составляет от 10 до 25 %. Однако эти же данные свидетельствуют о том, что абсолютное большинство респондентов «честны» и сообщают в основном достоверную информацию. К тому же в методологическом арсенале социолога имеется немало приемов контроля получаемой информации, совмещение ее с информацией получаемой другими методами. Поэтому интервью и анкетные опросы вполне могут быть использованы как источник социологических данных.


Связь демографии с другими науками и учебными дисциплинами
Демография тесно взаимодействует с: 1. Социально-экономическими и историческими науками, изучающими экономику населения, социологию, социальную психологию, социальную и миграционную политику, географию населения, этнографию и др. 2. Мат ...

Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей
Необходимо различать социальную и демографическую политики. Социальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся. Демографическая политика имеет своей целью управление демографическими процесса ...

Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста. Описание предмета изучения
В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-9 лет – учащиеся первого класса. Все дети до школы посещали детский сад и являются членами благополучных семей. ...

Поиск
Новое