Этносоциальные общности
Страница 2

Даже учитывая все вышесказанное, приходиться признать, что значение терминов «этническая общность» и «этническая группа» достаточно расплывчато. Часто негры, испанцы, выходцы из стран Азии и коренные американцы (индейцы) считаются в США этническими группами, в то время как американцы немецкого и шотландского происхождения не относятся к этой категории. Например, американцы, предки которых прибыли из Германии, знают, кто они по происхождению, но обычно не считают себя отдельной группой, также как и другие, их такой группой тоже не воспринимают.

Этнической группой называется часть общества, члены которой осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры. Кроме того, сфера их деятельности определяется главным образом общностью их происхождения и культуры. Раса представляет собой социальное понятие, формирующееся в результате того, что группе, которую воспринимают "отдельно" от других групп, приписывают характерные биологические признаки. До недавнего времени люди разделялись на три расы, но современные социологи подвергают сомнению эту классификацию, поскольку совокупность физических признаков не является критерием для определения расы.

В большинстве обществ одна или более этнических групп господствуют над другими. Вирт определяет "группу меньшинств" как совокупность людей, с которыми обращался не так, как с другими членами общества из-за характерных для них физических или культурных особенностей. Группы меньшинств часто являются объектами предрассудков или суждений, соответствующих стереотипным представлениям. Расизм имеет место там, где группа, принадлежащая к другой расе, по этой причине подвергается дискриминации, эксплуатации или насилию.

В теории расового угнетения, разработанной Блаунером, проводится аналогия между обращением с группой меньшинства и практикой международного колониализма. Выделены следующие пять компонентов колониальных отношений: а) навязывание туземцам господствующей культуры; б) стремление изменить и контролировать культуру туземцев на основе господствующей культуры; в) политическое господство; г) экономическая эксплуатация; д) идеология, оправдывающая власть господствующей группы.

Симпсон и Уингер, классифицируя другие типы отношений между группами большинства и меньшинства, выделяют шесть категорий отношений: а) ассимиляция, или полное уничтожение группы меньшинства насильственным способом или путем постепенного смешения групп; б) плюрализм, или сохранение различий среди групп меньшинств, а также готовность господствующей группы поддерживать эти различия; в) законодательная защита меньшинств, или "официальная" гарантия самостоятельности групп меньшинства; г) перемещение населения, или меры по изгнанию группы меньшинства из общества; д) порабощение на длительное время, или господство одной части населения над другой, сравнительно малочисленной группой.

Одной из причин этнического и расового неравенства, вероятно, являются личностные особенности членов господствующей группы и группы меньшинства. Авторитарная личность, например, имеет обыкновение считать другую группу неполноценной и проявлять к ней враждебность. Кроме того, отсутствие социального взаимодействия между господствующей группой и группой меньшинства может создать психологический барьер между ними и способствовать формированию предубеждений.

Национальные проблемы являются частью проявления национального в любом гражданском обществе и его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. А так как практически в мире не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих многоплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмечались в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в Пенджабе (Индия), в Югославии.

Поворот к национальным, этническим проблемам происходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войнах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора и 1984-1989 годах достиг, по данным Д. Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 по 1983 год) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических вооруженных конфликтов в ближайшем будущем будет возрастать.

Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, ни Северном Кавказе. Обострились проблемы крупных этнических групп и диаспор, по тем или иным причинам не имеющих своей государственности на территории СНГ: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов. Иначе говоря, на современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах. Хотя, безусловно, имеются особенности проявления национальных и этнических отношений в разных странах, тем не менее, есть общее, интересующее этносоциологию, — социальное положение человека как представителя нации, его национальное само сознание, национальная культура, язык, т.е. все то, что определяет национальную самобытность людей. Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями.

Страницы: 1 2 


Религии мира
Христианство - одна из трёх мировых религий, возникшая в Палестине в I в. н. э. В начале IV в. X. становится государственной религией Римской империи, а к XIV распространяется почти по всей Европе. В основе X. Лежит вера в то, что две тыс ...

Кризисные явления современной белорусской современной семьи. Отношение к браку
Анализ проблемной ситуации: Семья, как и все общественные установления, на протяжении своей истории испытала ряд изменении. Ее развитие не остановилось и на современных ее формах. Вдумчивое изучение ряда явлений показывает, что в настоящ ...

Общественный прогресс и его критерии
Развитие в истории часто отождествляется с прогрессом. Сам термин «прогресс» заимствован у древнеримского философа и поэта Тита Лукреция Кара, который в работе «О природе вещей» употребил выражение «прогресум сум» — поступательное движени ...

Поиск
Новое