Социальная информация как актуальная проблема
социологических исследований на современном этапе развития российского общества.
Что
такое социальная информация, ее виды.Страница 1
Можно сказать, что именно социальная информация составляет основу конкретных исследований в социологии, поскольку именно она является объектом обработки и анализа, и именно информация, обработанная тем или иным методом, представляет изучаемые явления и процессы. Это побудило меня включить в курс лекций социологии российских реформ специальный раздел о социальной информации.
Дать определение социальной информации не так уж сложно: это — совокупность сведений о социальных процессах в обществе, которые накоплены в разных источниках, — в сборниках статистических материалов и официальных документов (например, указов Президента, постановлений Правительства и др.), в газетах и журналах, в архивных документах, в научных изданиях, в анкетах и интервью, записанных на кассеты и электронные носители, и др.
Говоря о социальной информации, следует отметить, что за годы реформ роль информации в российском обществе заметно возросла. Налицо информационный бум. В СССР об изучении общественного мнения, о возможности измерения рейтингов мало кто знал. Сегодня все это вошло в нашу повседневную жизнь, чему немало способствуют избирательные кампании, которые практически непрерывно идут во всех регионах России. Ведь именно социальная информация является главным орудием борьбы разных претендентов за власть. Более того, технологии «паблик рилейшнз» в последние годы приобрели в России статус нового социального института.
В России продолжается рост количества издаваемых газет и журналов. Многие издания создают собственные аналитические центры (например, имеет его «Новая газета»), которые на рынке информационных услуг успешно конкурируют со многими специализированными НИИ и центрами общественного мнения. Через прессу с социальной информацией знакомятся миллионы людей.
Нельзя не отметить появление специализированных изданий, представляющих информацию по тем или иным социологическим научным исследованиям. Например, в 2000 г. вышла интереснейшая книга (первый опыт такого рода) «Миграция и информация»1, в которой собраны работы не о самой миграции, а об ее информационном обеспечении, рассматривается ее «информационное пространство», в частности, как представлены миграционные проблемы в разных источниках информации.
Наконец, все более значимую роль в распространении разнообразной социальной информации начинает играть в России сеть «Интернет». Для пользователей интернета становятся доступными информационные ресурсы, содержащиеся на сайтах научных организаций, в специализированных порталах, электронных изданиях и т.п. Ниже я охарактеризую те виды социальной информации, которые наиболее важны для освоения курса «Социология российских реформ». Вопрос о видах возникает потому, что по своему характеру социальная информация разнородна. Например, информация, которую содержат массивы заполненных анкет и документы государственных архивов, весьма различна.
Виды социальной информации могут выделяться по различным критериям: по содержанию, форме, носителям, источникам и т.п. Содержательные различия между разными видами социальной информации бесконечно разнообразны. Ведь в принципе она включает данные о странах и континентах, населяющих их народах, их истории, возникновении и распаде государств, войнах, переделах мира, истории мировой культуры, социальных настроениях различных групп населения разных стран и т.д. Для освоения курса «Социология российских реформ» главной является информация, содержание которой так или иначе затрагивает трансформацию российской экономики и российского общества.
Данные существуют во многих и разнообразных формах. Это цифры, описания событий, дневниковые записи, рассказы очевидцев, графики, зарисовки, другие способы отображения социальной жизни. Социальная информация различается также по носителям, которые обеспечивают ее хранение, накопление и обогащение. Таковыми могут быть: бумажные носители (книги, газеты, журналы, официальные документы органов государственной власти, стенограммы митингов и собраний и др.); аудио- и видеозаписи (интервью, телевизионные программы и т.п.), электронные носители и глобальная сеть Интернет. Можно выделить еще два вида социальной информации по целям ее сбора. Так, она может быть целевой, собираемой специальными государственными и общественными организациями (например, НИИ, исследовательскими центрами газет и журналов, отдельными учеными и т.д.) для научных нужд и нецелевой, накапливающейся в социальной памяти людей в процессе их повседневной жизни.
Отражение социокультурных и политических трансформаций российского общества
к. ХХ - нач. ХХI вв. в постмодернистской литературе
В повести популярного современного писателя-постмодерниста Виктора Пелевина "Затворник и Шестипалый" ставятся общефилософские вопросы (напрямую соотнесенные, тем не менее, с социально-культурными реалиями того времени), посвящен ...
Академическая социология. Классификация современных социологических
направлений
Современный этап (50-е годы — настоящее время) знаменуется созданием академической социологии, ориентированной, прежде всего на решение познавательных и практических проблем и опирающейся на прочный фундамент эмпирических фактов. В этот п ...
Гражданское общество и государство
Разные ученые по-разному трактовали понятие гражданского общества. У Гоббса оно слито с государством, Монтескье и Локк уже разделяют общество и государство.
Г. Гегель называл гражданским обществом сферу частной жизни граждан, сочетание и ...