Влияние идеологии на обществоСтраница 2
Любая идеологическая система имеет определенную структуру. Как правило, она включает в себя следующие элементы: идеи; интерес; социальные мифы; утопия; стереотипы; упорядоченную, теоретически сформулированную доктрину, на которой зиждется данная система; лозунги, имеющие идеологическое значение; идеологические символы (например, флаги, гербы, гимны, эмблемы и т.д.); авторитетные мнения. В настоящее время взгляд на идеологию только как на духовное образование по сути своей ошибочен и односторонен [6]. Идеология - это не только идеи, взгляды, теории, концепции и т.д. Это и политические решения, законы, экономические, социальные и иные программы, стихи, песни, живопись, скульптура и все остальное, что образует понятия "жизнь" и "практика". Надо особо подчеркнуть, что духовный, идейный элемент органически присущ обоим этим понятиям. Грань между духовным, идеальным и практическим настолько условна, что порою трудно отделить одно от другого: экономическая программа - это не только практика, но и совокупность идей, значит, - идеология. Разница наступает, когда экономическая программа превращается в инструмент практического осуществления намеченных в ней планов, насыщается конкретными экономическими результатами. Практическая важность идеологии определяется прежде всего исполнением ею значимых социальных функций. По словам Т. Парсонса, идеология - это "политическая религия". Исходя из этого, он выделил такую функцию идеологии, как защита стабильности институциональных ценностей. Н. Смелзер называет в качестве основных следующие функции идеологии: ослабление социальной напряженности, когда люди сознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни; выражение и защита интересов различных социальных групп; придание смысла действиям людей. А.К. Уледов отмечает существование таких функций идеологии, как: познавательная, оценочная, прогнозирования, мировоззренческая, передачи социального опыта, защиты и обоснования социальных интересов, видя в последней наиболее значимую из всего их множества. Н.А. Косолапов, анализируя качественное содержание идеологии как социального явления, констатирует существование следующих функций: направленность на решение практических задач организации, жизни и деятельности общества и связанное с этим обеспечение организационных оснований для соответствующего типа поведения и образа жизни; регулирование социальных процессов и явлений на макроуровне, а также долговременных и сверхдолговременных процессов; высшая легитимация определенного обще-ственного устройства, социальных отношений, типов поведения и образа жизни, т.е. роль волевого импульса, обеспечивающего долговременную организацию общественной жизни и источника социальной мотивации для человека, группы и общества в целом.
Соотношение нации и индивида
Исходя из того, что величина системы не равна сумме величин элементов[28], можно говорить, что некоторые вопросы имеют малую значимость для индивида, но являются ключевыми для системы. Этим пользуются «политические лоббисты» – апеллируя к ...
Критерии и методы обоснования программного решения социальных проблем
Программное решение социальных проблем предполагает разработку и осуществление специальных комплексных программ, базирующихся на принципах целевой ориентации, комплексности, системности, многовариантности. Это приводит к значительным труд ...
Социальные связи и социальное взаимодействие
Проблема социальных взаимодействий наиболее основательно рассматривается в символическом интеракционизме, теории социального обмена и феноменологии. Основные положения теории социальных взаимодействий сводятся к следующему.
Социальное вз ...