Сфера образования
Страница 2

Семьи, в которых родители не участвовали в оплате тех или иных дополнительных услуг по дошкольному воспитанию детей, отмечали, что они не делали этого из-за тяжелого материального положения семьи (13%), что это не связано с материальным положением (48%), что они затрудняются сказать, почему они этого не делали (39%).

Обращает на себя внимание тот факт, что материальные трудности не являются основной причиной отказа от участия в дополнительном финансировании дошкольного образования.

Школьное образование

. Анализ данных, характеризующих трансформационные процессы в сфере школьного образования свидетельствует о том, что имеются случаи непосещения детьми школы, несмотря на действие закона о всеобщем среднем образовании. Такие наблюдения (1,6% от общего числа семей, имеющих детей школьного возраста) следует отнести к числу исключений из правил, но сам факт тревожен и заслуживает пристального внимания со стороны общества. Тем более, что в 50% таких случаев причиной послужил недостаток средств для того, чтобы отправить детей в школу.

Несмотря на то, что 97% школьников посещают государственную бесплатную школу, родители вынуждены доплачивать за (в %):

Статья затрат %

Учебники и учебные пособия 82

Текущий ремонт школы 86

Различные сборы в родительский комитет 70

Охрану школы 35

Питание детей в школе 32,5

Дополнительные занятия в школе 21

Прочие обязательные платежи 21

Более детальный анализ структуры дополнительных расходов семей, связанных с обучением детей в общеобразовательных школах, свидетельствует о наличии поселенческой и доходной стратификации по отдельным статьям расходов. Что касается оплаты учебников, то здесь не наблюдается значимой поселенческой стратификации.

Среди бедных семей только половина домохозяйств оплачивает учебники для школьников. Вероятно, это влияние ориентации социальной политики на поддержку беднейших слоев населения: в большинстве регионов детям из бедных семей бесплатные учебники предоставляются в первую очередь. Правда, следует отметить, что очень часто это право дополнительно лимитируется успеваемостью школьников, поэтому и среди бедных семей с детьми школьного возраста достаточно высока доля тех, кто платит за учебники.

К оплате текущего ремонта в школе привлекается подавляющее большинство российских семей с детьми школьниками. Исключением в данном случае являются Москва и Санкт-Петербург, где только 45% опрошенных семей интересующей нас группы отметили, что привлекались к финансированию ремонтных работ. Это обусловлено лучшим состоянием школьных помещений и финансированием материальной базы общеобразовательных школ данных территорий из бюджетных средств.

Что касается оплаты охраны школы, то в тех случаях, когда это необходимо, данные расходы вынуждены нести все домохозяйства, независимо от дохода. Такого рода услуга в большей степени оплачивается в крупных городах (77% в Москве и С.-Петербурге и 64% в областных центрах), в меньшей степени в малых городах (27%) и в сельской местности (10%).

Бесплатное питание, согласно данным опросов, получают только 28% учащихся школ, в том числе: в крупных городах — 33%, в малых городах — 22%, в селах — 56%. Высокая доля обеспеченности питанием школьников в сельской местности обусловлена доступностью продуктов, производимых на селе. Бесплатное питание в школе в первую очередь предоставляется учащимся младших классов и детям из бедных семей. Среди младших школьников дети из семей с низкими доходами также пользуются преимуществом, поэтому 65% респондентов, дети которых получают бесплатное питание в школе, отметили, что не смогли бы его оплатить. Помимо обязательных платежей, необходимых для организации учебного процесса в школе, родители оплачивают индивидуальные занятия с преподавателями (15%) и занятия на курсах довузовской подготовки (7%). Эти виды платных услуг в основном присущи крупным городам.

Страницы: 1 2 3


Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и за
Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм — как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации. Социалистическая система представляет собой индустриальное закрытое (тотали ...

Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы. Непрофессиональный уровень социальной работы
Социальная работа существует и реализуется в обществе на профессиональном и непрофессиональном уровнях. К последней относятся различные виды добровольной помощи и взаимоподдержки, которые являются частью жизни отдельных людей и социальной ...

Теоретические и практические основы формирования и реализации социальной политики бюджетных организаций. История становления и развития социальной политики
Развитие социальной политики в современном обществе пронизано различными взаимодействиями между государством, экономикой и гражданским обществом. Это регулируемые государством через установление правовых норм отношения собственности, заня ...

Поиск
Новое