Управленческий персонал социальных служб: назначение и специфика труда
Страница 3

Социальный менеджмент исходит также из общетеоретических представлений о менеджменте как социальном явлении, как исключительно важном практическом способе рационального влияния на совместную деятельность людей в различных сферах их существования.

Социальное управление, чтобы быть эффективным, должно предусматривать наличие определенных качеств социально-управленческих взаимодействий и воздействий. Оно будет результативным, если эти воздействия станут систематическими, целенаправленными, научно обоснованными, опирающимися на прогрессивные тенденции развития субъектов и объектов социального менеджмента.

Исследования показывают, что управленческий труд сильно отличается от неуправленческого. Его главные приметы: интеллектуальная насыщенность, опора на информационный материал, целенаправленность и систематичность. Управленческий труд дает простор, создает условия для всех других видов человеческой деятельности, для взаимодействия, скоординированности усилий индивидов и социальных образований.

Содержание современных требований к профессиональной подготовке служащих аппарата управления определяют перемены, которые происходят в экономике, социально-политической жизни общества. Запад сейчас ориентирован на динамичность этих перемен по разным направлениям: перемен на рынках, в интересах потребителя (маркетинговая концепция управления), ориентация на особенности децентрализации и «горизонтального» управления (в противовес иерархическому), а самое главное – на перемены, касающиеся личности менеджера, его таланта, на человеческий фактор в целом, управленческую культуру организации (коллектива). Наиболее известной здесь стала укрупненная классификация качеств менеджера: система знаний (концептуальные качества), система квалификаций (умение делать, реализовывать) и система ценностей (отношение к себе, другим, обществу, работе и т.д.). Близкую, но более подробную, предметную характеристику качеств современного руководителя предлагает Дж. Брайенес. Он выделяет аналитические качества (умение видеть организацию, предприятие в целом, определять его цели, оценивать окружающую среду, формулировать планы, намечать стратегию); социальные качества (умение работать с людьми и через людей, влиять на них, общаться с ними, налаживать между ними кооперацию, развивать человеческий потенциал, строить хорошие взаимоотношения); эмоциональные качества (способность работать в условиях стресса и неопределенности, идти на риск, управлять хаосом, быть эмоционально сильным, контролировать себя) [58].

Особое место в системе качеств руководителя и его управленческой деятельности занимает проблема ответственности. Это качество особо важно для социальных работников всех уровней.

Немецкие специалисты предлагают развернутый вопросник, который напоминает руководителям о направлениях и объемах их ответственности за успех коллектива, за результативность работы и судьбы подчиненных. Назовем некоторые из них:

Достаточно ли тщательно выбран каждый исполнитель?

Проверен ли сотрудник на предмет соответствия выполняемым задачам?

Какие принимались меры, чтобы научить сотрудников выполнять их работу, чтобы они углубили и продолжили свою профессиональную подготовку?

Ясными ли были указания?

Достаточно ли основательным был инструктаж при решении новых задач?

Хватает ли сотрудникам времени для выполнения работы?

Есть ли соответствующие удобные средства труда и рабочие места?

Подобный вопросник (с учетом специфики социального управления) может быть весьма полезен в самоопределении руководителей и работников управленческих аппаратов социальной сферы разных уровней.

Динамика современной жизни предъявляет новые, повышенные требования к управленческой деятельности. Английские консультанты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис, сформулировав на основе исследований одиннадцать основных факторов, которые будут влиять на процесс управления в ближайшие десятилетия, пришли к выводу, что современному управленцу объективно необходимы следующие навыки и способности: способность управлять собой; разумные личные ценности; четкие личные цели; упор на постоянный личный рост; навык решать проблемы; изобретательность и способность к инновациям; высокая способность влиять на окружающих; знание современных управленческих подходов; способность руководить; умение обучать и развивать подчиненных; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Каждый менеджер, каждый социальный работник способен оценить свои возможности, соотнести их с требованиями времени и «побороть» потенциальные ограничения при их обнаружении. Такими ограничениями, по мнению М. Вудкока и Д. Фрэнсиса, могут быть: неумение управлять собой; размытые личные ценности; смутные личные цели; остановленное саморазвитие; недостаточность навыка решать проблемы; недостаток творческого подхода; неумение влиять на людей; недостаточное понимание особенностей управленческого труда; слабые навыки руководства; неумение обучать; низкая способность формировать коллектив.

Страницы: 1 2 3 4


Роль религии в формировании толерантности
Для постепенного распространения в российском обществе духа и принципов толерантности важное значение имеют повсеместное утверждение в нём свободы совести, отношение к последователям любого религиозного или светского течения, мировоззренч ...

Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную се ...

Роль человеческого капитала при переходе к «экономике знания»
В начале 1970-х годов Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества, основанный на обобщенных предложениях демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов дру ...

Поиск
Новое