Теоретико-организационные
аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защитыСтраница 2
– выявление позитивных и негативных влияний на индивида со стороны социального окружения.
В целях диагностирования могут быть использованы различные методы: опросы, наблюдение, изучение существующих письменных материалов и т.д.
Социальная диагностика основывается на ряде принципов. Коренным из них является принцип объективности, сущность которого состоит в правдивом, непредвзятом рассмотрении социальных явлений, исключающем любые искажения действительности в личных, групповых или ведомственных интересах.
Важное значение имеет принцип причинной обусловленности, который помогает выяснить закономерности возникновения, развития и функционирования отдельных фактов и событий, находящихся в поле зрения социального работника.
При проведении социальной диагностики весьма важным является обеспечение комплексного подхода, т.е. учета того, что социальная сфера представляет собой сложное переплетение множества человеческих поступков, отношений, действий и т.д. и необходимости увязки конкретных данных со всем комплексом проблем.
Принципы научной обоснованности
и подтверждаемости особенно важны, ибо за каждым решением, принятым на основе социального диагноза, стоит жизнь конкретных людей, их судьбы.
Социальная диагностика теснейшим образом связана с профилактической работой.
Профилактику
можно определить как предупреждение и устранение причин и факторов, вызывающих различного рода социальные отклонения.
Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Профилактика является обязанностью, важнейшей составляющей повседневной работы всех социальных учреждений и организаций. Вместе с тем работа педагогических коллективов, учреждений культуры, медицины, физкультуры и спорта, органов охраны порядка, молодежных организаций, детских организаций по сути своей есть профилактическая работа (в широком смысле слова). Социальное научение, формирование социального идеала, социальных навыков и умений, социальных чувств, социализация личности, развитие здоровых эстетических и нравственных потребностей, вкусов, ценностных ориентаций и др. социально значимых качеств личности – все это поле деятельности различных социально-культурных органов и организаций.
Все формы и методы воспитания могут быть использованы в профилактической работе. Но «опорными пунктами» ее можно было бы назвать:
а) очищение социальной среды от «всякой скверны»;
б) утверждение принципа справедливости;
в) развитие интеллектуального богатства и творчества;
г) утверждение благоприятного социально-психологического климата;
д) утверждение здорового образа жизни (духовного, психологического, физического).
Наряду с официальными образовательно-воспитательными органами и организациями социально-духовной сферы важную роль играют специальные социальные центры и социальные службы, способные оказать как специализированную, так и комплексную помощь населению. Направление их деятельности может быть самым разнообразным: от возможной материальной помощи до вопросов медико-психологической помощи, человеческих бесед, простого человеческого внимания и подсказки, как жить дальше.
Социальную адаптацию
определяют как процесс активного освоения личностью или группой новой для нее социальной среды. Адаптация — это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды.
Выделяют две формы социальной адаптации:
– активная, когда сам человек пытается воздействовать на среду в целях ее изменения и включения в эту измененную среду через изменение каких-то ценностей, форм взаимодействия и деятельности;
– пассивная, когда субъект не стремится изменять социальную среду, а постепенно включается в ту среду, в которой он оказался.
Как процесс, социальная адаптация, включает четыре степени адаптированности личности в новой социальной среде.
Начальная стадия – стадия, когда индивид знает, как он должен вести себя в данной новой среде, но в своем сознании пока не признает ее ценностей и может даже что-то отвергать.
Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов
Государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения, частные инициативы призваны не только охранять здоровье населения и заниматься профилактикой инвалидности, но и создавать условия для реабилитации инва ...
Шесть типов социального действия по их ориентации
М.Вебер выделил шесть типов социального действия:
1. Правильный тип, в котором цель и избираемые средства объективно адекватны друг другу и поэтому строго рациональны.
2. Тип, в котором избранные для достижения цели средства кажутся аде ...
Исследование социально-демографической ситуации в
Калининском районном суде (г. Новосибирск). Характеристика Калининского
районного суда
Согласно Трудовому кодексу РФ, при приеме на работу в районный суд, как и в другие организации, заключается трудовой договор между работодателем и работником[25]. (приложение №2) Работодатель в данном случае - председатель суда Аппарат су ...