Теоретико-организационные
аспекты основных видов социальных технологий в системе социальной защитыСтраница 3
Вторая степень или стадия – это стадия терпимости, когда индивид и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга.
Третья степень – аккомодация или признание и принятие индивидом основных систем ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида его новой средой.
Четвертая стадия – это ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида и среды.
Процесс социальной адаптации включает в себя две характерные стороны: объективную и субъективную. Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные социальные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда.
Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями. Потому важным компонентом социальной адаптации является согласование целей, притязаний, ценностных ориентаций индивида, его личных возможностей со спецификой социальной среды, со способностью к их реализации в конкретной социальной ситуации.
Социальная адаптация является одной из важнейшим сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
В качестве основных механизмов социальной адаптации следует выделить социальную деятельность, социальное общение и социальное самосознание личности.
Процесс социальной адаптации характеризуется таким понятием как адаптационный потенциал, представляющий собой степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Успешная адаптация характеризуется высоким социальным статусом индивида, его психологической удовлетворенностью средой в целом или ее наиболее важными элементами.
Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т.д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация, следствием которой становятся перемещения субъекта в другую социальную среду, возможная текучесть кадров, миграция, разводы, различные формы девиантного поведения – алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. Поэтому важным направлением современной социальной работы является реадаптация, т.е. восстановление адаптационных способностей личности.
Особую роль в восстановлении полнокровной социальной жизнедеятельности человека играет социальная реабилитация
, главной целью которой выступает восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости. Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление общественных связей и отношений, разрушенных или утраченных индивидом вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы, вынужденные переселенцы, безработные), девиантного поведения личности (лица, страдающие наркоманией, алкоголизмом, освободившиеся из мест заключения и т.п.).
Социальная реабилитация проходит несколько этапов, первый из которых – медицинский. Здесь главной задачей является профилактика или инвалидности, или психического дефекта.
Второй этап – это реадаптация. Он включает комплекс мероприятий, направленных на приспособление на том или ином уровне к условиям внешней среды. На этом этапе преобладают психолого-социальные методы воздействия, направленные на стимуляцию социальной активности пациента. Конкретно сюда можно отнести такие методы воздействия как трудотерапия, специальная педагогическая работа, направленная на то, чтобы индивид овладел необходимыми навыками и умениями по самообслуживанию. Важно выработать психологическую, психическую уверенность человека в собственной полноценности.
Социологическое исследование ценностных ориентаций
детей младшего школьного возраста. Описание предмета изучения
В исследовании принимали участие 7 детей в возрасте 6-9 лет – учащиеся первого класса. Все дети до школы посещали детский сад и являются членами благополучных семей. ...
Бездомные женщины в структуре общества
Бездомные появились, наверное, с того момента, когда возникло понятие «дом». Однако сведения о бездомности и об отношении к этому явлению общества до XVII века очень скудные. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что бездомные и н ...
Состав и структуры населения.
Под структурой населения поднимается его распределение в соответствии со значениями какого-либо признака. Для этого используются следующие классы характеристик:
· биологические характеристики;
· социальные характеристики;
· экономическ ...