ПриложенияСтраница 1
Приложение 1
Таблица 4 - Показатели неблагополучия семьи
Критерии семейного неблагополучия |
Качественные показатели семейного неблагополучия |
Характеристика показателей семейного неблагополучия |
Структурные нарушения семьи |
Юридически фактически неполная семья. Нарушения взаимоотношений в семье |
Семья состоит из несовершеннолетнего и одного из его родителей, при этом со вторым родителем всякие отношения отсутствуют: родитель умер. |
Юридически полная, но фактически неполная семья. Неучастие одного из родителей в воспитании, дефицит внимания |
Семья юридически полная, но фактически состоит из несовершеннолетнего и одного из родителей, при этом второй, юридически зарегистрированный родитель, воспитанием ребенка фактически не занимается. | |
Юридически неполная, но фактически полная семья – трудности идентификации с родителями |
Ребенок воспитывается фактически своими родителями, а надлежащее юридическое оформление родительских и/или брачных отношений отсутствует | |
Регистрация отцовства |
Установлено по суду, либо зарегистрировано по собственному заявлению родителей или со слов матери | |
Нарушения воспитательных позиций |
Родители с негативными характеристиками: нарушения социализации, усвоение асоциальных норм и правил, отсутствие моральных суждений. Беззащитность. Чувство опасности. Нарушение привязанностей. |
Кто-либо из членов семьи совершил преступление. Выявлены пьянство и алкоголизм, а также систематические конфликты (скандалы, драки). Развратное поведение родителей. Отсутствие у родителей желания заботиться о своих детях. Отсутствие эмоциональных связей между детьми и родителями |
Родители с ограниченными воспитательными возможностями. Безнадзорность, беспризорность. Педагогически несостоятельная семья. Неуважение личности ребенка. Неумение членами семьи уважать других. Смысловые барьеры. Появление разных ценностей. Отсутствие понимания. Непонимание, уход детей из семьи. Безнадзорность. Свободное времяпровождение |
Родители "не могут" воспитывать детей (занятость матери на работе, занятость родителей в силу недостаточно высоких заработков одного из них). Родители "не умеют" воспитывать детей (отношения с детьми строятся на авторитете власти); отсутствие у родителей навыков ухода за младшими братьями (сестрами) в силу уменьшения количества детей в семьях. Отставание родителей в образовании от своих несовершеннолетних детей. Затруднения родителей и детей в личных взаимоотношениях. Сокращение сферы совместной деятельности и недостаточность навыков внутрисемейного общения, в том числе ограничение участия детей в домашнем хозяйстве. | |
Нарушения экономического и материально-бытового характера |
Доход на одного члена семьи. Нужды не удовлетворяются; ограниченность возможностей обучения и воспитания. Отсутствие умения распределять материальные средства разумно. Покупка внимания детей – откупаются от детей. |
Низкий уровень дохода (денег не хватает от зарплаты до зарплаты). Ниже среднего прожиточного минимума (денег едва хватает на питание). Средний (денег хватает на питание и некоторые покупки). Выше среднего прожиточного минимума (денег хватает на питание, образование, отдых). Высокий уровень (денег хватает на все виды жизнедеятельности семьи). |
Жилищные условия семьи. Отчужденность, нежелание принимать друзей. Затруднение общения с детьми и их сверстниками. Затруднения приема друзей. |
Наличие отдельной квартиры. Метраж на одного члена семьи. Наличие отдельной комнаты у несовершеннолетнего. Проживание в неблагоустроенном жилье. Проживание в коммунальной квартире. | |
Нарушения значимых личностных качеств родителей |
Образование родителей. Их педагогическая несостоятельность. |
Малограмотные (образование 4 класса). Образование 5-7 классов. Образование 8-9 классов. Среднее образование. Средне-специальное образование. |
Квалификация родителей. Трудности применения гибких методов. |
Неквалифицированные рабочие (разнорабочие, дворники и т.д.). Малоквалифицированные рабочие (сфера обслуживания, торговля и т.д.). Квалифицированные рабочие предприятий, строек. ИТР и служащие без высшего образования | |
Фактическая занятость родителей на производстве (безнадзорность). Свободное времяпровождение |
Количество рабочих дней в году (средний показатель). Продолжительность рабочей недели в часах (средний показатель). | |
Нарушения значимых качеств личности детей |
Снижение успеваемости детей |
Отсутствие мотивации к обучению, уклонение от учебы. Конфликты с педагогами и родителями. Снижение умственной и общей работоспособности. Отставание в развитии |
Дефицит общения |
Агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Неумение выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Аутизм. | |
Нарушения поведения |
Правонарушения. Безответственность. Асоциальное поведение. Делинквентное поведение. | |
Нарушения супружеских отношений |
Время вступления в брак, отсутствие представлений о роли отца и матери |
Ранний возраст вступления в брак. Поздний возраст вступления в брак. |
Разногласия в понимании функций семьи. Отсутствие знаний о браке |
Национальная гетерогенность супругов. Гетерогенность социального положения супругов. Разногласия в воспитании детей. Сексуальная несовместимость супругов. |
Факторы способствующие инвалидизации населения в РФ. Экологические
факторы
Выраженные изменения в структуре, характера патологии состояния здоровья и смертности населения объясняется географическими, природно-очаговыми, геохимическими особенностями территорий. А также глобальными техногенными преобразованиями и ...
Теория социальной работы
Теория социальной работы – область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования.
Объектом теории соц ...
Социально-педагогическая работа с многодетными семьями
Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы. Многодетную се ...