ПриложенияСтраница 4
Приложение 5
Таблица 8 - Типология детей с девиантным поведением и методика работы с ними
Типология |
Основные характеристики, особенности школьников |
Задачи, примеры, виды деятельности и формы работы |
"Условно благополучные" |
В этой группе отклонения от нормы в нравственном развитии незначительны. У педагогов и других лиц они беспокойства не вызывают. Отношение к учебной деятельности в основном положительное, но различной степени стойкости. Нарушения дисциплины не характерны для поведения, в основном ситуативны. На учете в инспекции могут стоять из-за случайно совершенного проступка. |
Особенностью педагогических воздействий является их умеренность. Норма в данном случае – соблюдение педагогического такта, избежание заласкивания и излишней грубости, а также – разумная требовательность. Главным направлением педагогической работы является оптимизация деятельности школьников. Досуг берется под контроль. Важное направление – содействовать развитию положительных качеств в ребенке. |
"Непослушные" |
Основная черта у подростков в качестве новообразования – отрицательное отношение к учебной деятельности. Нежелание учиться может быть весьма стабильным. Наблюдается расслабление воли. Нарушение дисциплины может быть стойким и нестойким. Несовершеннолетние сознают недостойность своего поведения, но и положительные примеры не стали их убеждениями. На этом уровне находятся чаще всего дети, имеющие слабый тип нервной деятельности. Начинает возникать эмоционально-смысловой барьер. Отмечается стремление уйти из-под контроля семьи. |
Здесь выдвигается и решается неотложная задача – удержать от правонарушения. Необходимо активно использовать словесные методы педагогического воздействия, развивать познавательные интересы и потребности, установить шефство над подростком, вовлечь его в конструкторско-изобретательскую деятельность. Нужны моральные поощрения. Необходимо усилить влияние родителей на ребенка, которые всерьез могли бы заняться его воспитанием, попытаться восстановить и развивать нормальные формы общения в семье. |
"Дезорганизаторы" |
Ведущим новообразованием в поведении становится стремление подростка к дезорганизации официального порядка. Дезоргани-зованность выступает как средство социальной защиты и компенсации ущербности, переживаемой несовершеннолетним. По этой причине у подростка наблюдается индивидуализм, неуживчивость, стремление к привилегированному положению, притеснение слабых, тяга к бесцельному времяпрепровождению. Недисциплинированность становится нормой поведения. Ее проявления стойки и осмысленны. Нередко подросток выступает и как организатор беспорядков, однако проступки имеют большей частью ситуативный характер. |
Рекомендуется усиление жесткости мер дисциплинарного воздействия и контроля за выполнением правил для учащегося. Ни один проступок не должен оставаться незамеченным и не разобранным вместе с подростком. Следует усилить правовую пропаганду. Рекомендуется включить подростка в интересную общественно полезную деятельность, проводимую совместно с его сверстниками. |
"Неподдающиеся" |
Наблюдается устойчивый комплекс негативного отношения к учебной деятельности. Недисциплинированность и стойкая пассивность в учебной группе. Ярко проявляются асоциальные действия, цинизм, грубость, озлобленность, агрессивность и осознанность совершаемых проступков. Нередко эти проявления выступают средством психологической защиты. По мере усиления личностных деформаций (под влиянием группового давления и внутренних ориентации) ослабляется и искажается система самоконтроля и саморегуляции. Самооценка извращена. Наблюдается невосприимчивость к педагогическим влияниям. |
Взрослым следует категорично и строго соблюдать обязательные требования, однако, в доброжелательном тоне. На первом месте – индивидуальный подход к ребенку и влияние через коллектив. Принцип доверия должен сочетаться со строгим систематическим контролем. Возможен метод взрыва и изоляции. Меры по оздоровлению условий жизни и воспитания подростков, удержание их от перехода на преступный путь. Внушение неотвратимости наказания. Необходимо вызвать острый интерес к какой-либо положительной деятельности и, по возможности, включиться в нее. |
Маргарет Мид: этнопсихология детства
Большое влияние на развитие генетической психологии оказали работы этнопсихологов, исследовавших особенности психики детей, воспитывающихся в разных культурных и социальных условиях, – прежде всего труды американской исследовательницы М. ...
Различные теории народонаселения
Споры о росте населения ведутся с древности: еще Платон сказал, что рост населения государства не всегда положителен, так как он заставляет людей мигрировать. Однако никаких особых теорий до Мальтуса не складывалось. Но после него их стал ...
Благосостояние россиян на
современном этапе. Составляющие
системы обеспечения жизнедеятельности населения
Из семи интегральных свойств качества жизни можно проанализировать те, которые чаще всего используются при расчетах: качество населения и уровень благосостояния.
1. Качество населения.
По рассмотренным в первой части работы свойствам, с ...