Социальные работники и клиенты: гендерный аспект взаимоотношенийСтраница 2
Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.
Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.
В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношении в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как рапными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.
Женщины - социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.
Для многих женщин - социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.
Выводы
Итак, в данной работе мы познакомились с такой наукой, как статистика, а именно со статистическими исследованиями, касающимися темы уровня жизни населения и отраслей социальной сферы.
Мы рассмотрели две крупные социальные сферы: сферу об ...
Образование как социальный институт: понятие, его структура и
функции
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образ ...
Коррекционно-воспитательная работа КДН
Индивидуальная коррекционно-воспитательная программа. Клиент: подросток; возраст 15 лет; пол женский. Основание: заявка от школы по факту пропусков школьных занятий, систематического употребления алкоголя и табакокурения подростком. 1 эта ...