Семья, как социальный институт
Страница 3

Социологическая информация » Семья, как социальный институт

Жизненный цикл семьи Жизненный цикл семьи - последовательность социальных и демографических состояний на непрерывной временной оси с момента образования семьи до момента прекращения ее существования. Демографические события, формирующие цикличность, следующие: вступление в брак, рождение первенца, рождение прочих детей, прекращение брака.Типичная семья в течение своей жизни проходит несколько качественно различных стадий. Они именуются стадиями жизненного цикла, или истории семьи. Под циклом надо понимать период от создания до распада семьи. Так, совершенно очевидно, что образ, условия и стиль жизни семьи на той стадии, когда у нее малолетние дети, существенно отличаются от того, что происходит, когда дети взрослеют или покидают дом, образуя новые семьи.Социологи предлагают разные классификации жизненного цикла семьи в зависимости от тех критериев, которые кладутся в основание такой классификации. В частности Дж.Бернард и Л.Томпсон предлагают типологию из восьми стадий, каждый из которых различаются своей продолжительностью, интенсивностью и содержанием:I стадия: начало семьи, замужняя пара без детей, продолжительность приблизительно 2 года,II стадия: рождение детей и уход за ними - приблизительно 2,5 года,III стадия: семья с детьми-дошкольниками (до 6 лет) - приблизительно 3,5 года,IV стадия: семья с детьми-школьниками (от 6 до 13 лет) - приблизительно 7 лет,V стадия: семья с подростками (тинэйджерами) (от 13 до 20 лет) - приблизительно 7 лет,VI стадия: семья как ячейка, которую начинают покидать дети (старшие обзавелись собственной семьей, младшие готовы последовать за ними) - приблизительно 6,5 лет,VII стадия: семья в середине пути (<пустое гнездо>, до момента выхода супругов на пенсию) - приблизительно 13,5 лет,VIII стадия: пожилая семья (выход на пенсию, до момента смерти обоих супругов) - приблизительно 16 лет и более.Самыми интенсивными и напряженными считаются II и III стадии цикла, занимающие вместе около 6 лет. Мать с детьми-дошкольниками особенно перегружена заботами и работой, для нее это период наибольшей усталости. По мере взросления детей ее нагрузки снижаются. На поздних стадиях на первый план выступают забота стариков о своем здоровье и проблемы физической усталости.Некоторые социологи делят жизненный цикл семьи всего на 5 стадий: 1) приспосабливание пары к семейному положению; 2) рождение детей; 3) воспитание детей; 4) подготовка детей к самостоятельной взрослой жизни; 5) старение.В течение жизненного цикла происходит смена внутрисемейных ролей: на каждой стадии изменяется их распределение, одни роли исчезают, другие появляются, некоторые роли, ранее выполнявшиеся одним членом семьи, на других стадиях переходят к нескольким членам семьи и т.д. Муж и жена поначалу выполняют в семье роли супругов, социальных и сексуальных партнеров, работников по дому и на производстве. С появлением детей к этим ролям прибавляются роли родителей, воспитателей и социализаторов. Отец выполняет роль профессионального наставника, мать - объекта эмоциональной привязанности, они оба - советчиков по жизненно важным вопросам. В старости у родителей прибавляются заботы по воспитанию внуков. По мере взросления детей часть хозяйственных нагрузок переходит от родителей к ним. Дети начинают выполнять роль хозяйственных помощников, а, если мать начинает работать, у нее появляется новая роль работницы. Современная женщина, в отличие от женщины прошлых эпох, проводит на работе в среднем 25 лет, притом уже после замужества.Многие семейные роли сохраняются на протяжении всего цикла, но изменяются их содержание и внешние проявления. Роль матери по мере взросления детей меняет свое содержание в том смысле, что контроль и опека уступают место роли советника и партнера. Со временем меняется стиль исполнения сохраняющихся ролей. На ранних фазах отец мог придерживаться в воспитании авторитарного стиля, который позже может смениться на демократический, а иногда и на попустительский.Такова динамика внутрисемейных ролей. На нее оказывает существенное влияние изменение внесемейных ролей, которые появляются у человека отчасти независимо от семьи, а иногда в прямой связи с ней. Продвижение мужа по служебной лестнице может сильно улучшить материальное положение семьи, дав возможность жене уйти с работы. В то же время стремление поправить положение семьи могло выступить побудительным мотивом к служебному продвижению.Модели поведения, свойственные одной и той же роли, по мере перехода на новую стадию жизненного цикла, способны не только изменяться, но и вступать в противоречие друг с другом. Например, мать может обнаружить, что она буквально разрывается между противоположными стандартами по мере взросления сына. Она хочет видеть его одновременно взрослым и ребенком, проявлять повышенную требовательность и опекать его, считать самостоятельным и одновременно зависимым. Она понимает, что у взрослого сына или дочери могут быть уже свои секреты, скрываемые от родителей, но вместе с тем по-прежнему желает быть поверенной во всех их делах, как в детстве. Когда у повзрослевших детей появляется собственная жизнь и они меньше советуются с родителями, те воспринимают изменение поведения как признак отчуждения, хотя его на самом деле нет, а просто изменились роли и модели поведения.Семья, из которой ушли все дети, называется <пустым гнездом>. В 1980 г. <пустых гнезд> в РСФСР было 30%, а в США - 40%. Однако и в России подавляющее большинство полных семей со временем также превращаются в <пустые гнезда>. Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую - брачная пара остается наедине друг с другом. Разница лишь в возрасте.В Европе и Америке пожилых пар, проживающих отдельно от детей, больше по двум причинам: а) молодым легче найти жилье, б) в обществе преобладают индивидуалистические ценности. В России, особенно на селе, гораздо больше трехпоколенных семей: пожилая пара живет совместно со взрослыми и женатыми детьми, которые заботятся о ней. Под одной крышей могут проживать и три, и четыре поколения. А это значит, что стадии <пустого гнезда> в такой семье нет.

Страницы: 1 2 3 4 5


Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
Опрос − это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы об ...

Социальная мобильность
Изучая неравенство членов общества, важно, чтобы они были в движущемся, функционирующем обществе. Поэтому учитывают социальную мобильность, т. е. переход индивида из одного социального статуса в другой (ребенок становится студентом, холос ...

Возникновение теоретической социологии как отдельной науки
Сороковые годы 19 века − период становления науки об обществе. Впервые в научный оборот ввел этот термин Огюст Конт (1798-1857гг.) − французский философ, социолог, основатель позитивизма. Работая секретарем А.Сен-Симона, он ра ...

Поиск
Новое