Критерии и методы обоснования программного решения социальных проблемСтраница 6
На основе анализа данных параметров был сделан вывод о том, что экономика области находится в ситуации перехода от стабильного к неустойчивому состоянию. В этой связи руководству области было рекомендовано "противопоставить действенную стратегию опережающего реагирования на изменение ситуации: предпринимать упреждающие меры при появлении тенденций к ее ухудшению, одновременно закладывая основы для развития ситуации в позитивном направлении."
В программе обозначено четыре типа стратегий, адекватных четырем типам сценариев развития социально-экономической ситуации. Так, сценарию кризисного развития соответствует стратегия чрезвычайных мер. В случае, когда система находится в неустойчивом состоянии, необходимо применять стратегию стабилизации. Стабильному развитию, когда система возвращается в устойчивое состояние, соответствуют меры стимулирования. Динамичному, форсированному развитию (социально-экономическому росту на основе структурных экономических сдвигов) отвечает стратегия регулирования. Переход от одного сценария к другому связан выходом на определенный критический уровень функционального состояния региональной социально-экономической системы. Так, переходу от кризисного к неустойчивому развитию и обратно соответствует уровень неустойчивости, от неустойчивого к стабильному - уровень стабилизации, от стабильного к динамичному развитию - уровень активизации.
Схематически рассматриваемая модель имеет вид, представленный на схеме 1.
Подсистема |
Экономическая |
Производственная |
Финансовая |
Социальная | ||||||||||||
Индикатор |
Уровень безработицы,% |
Темпы роста объема производства,% / год |
Темпы инфляции,% / мес. |
Соотношение индекса доходов и цен,% | ||||||||||||
220 |
110 |
5 |
-20 |
0 |
+10 |
50 |
30 |
6 |
50 |
70 |
100 | |||||
Критический уровень Неустойчивость Стабилизация Активизация | ||||||||||||||||
Функциональное состояние |
Кризисное |
Неустойчивое |
Стабильное |
Динамичное | ||||||||||||
Стратегия управления |
Чрезвычайные меры |
Стабилизация |
Стимулирование |
Регулирование | ||||||||||||
Схема 1.
Использование подобных моделей для решения социальных проблем делает процесс программирования более совершенным. В то же время, это не освобождает управленцев от решения задачи выбора наиболее приемлемого варианта действий по достижению намеченных в программе целей. Как отмечалось ранее, данная задача не может быть полностью формализована, поскольку на поведение социальных систем оказывают существенное влияние многие факторы, и в том числе случайные обстоятельства, что приводит к необходимости оперирования эвристическими методами и процедурами в ходе подготовки управленческих решений. В этой связи значительную роль в социальном программировании играют экспертные оценки. Причем в ситуации выбора целесообразно применять групповые оценки, поскольку важно учесть не индивидуальное, а коллективное предпочтение, отражающее коллективные или общественные интересы.
Основные понятия и предметное поле социальной
политики бюджетных организаций
В социологии и социальной философии разных эпох и различных направлений присутствует тема заботы о ближнем. И. Канту принадлежит мысль о том, что желательным должно стать такое поведение, когда «его целью является собственное нравственное ...
Количественный анализ полученных данных
На основе ответов составим таблицу.
1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
№
Ответы и обоснования
1
Я бы не дала, потому что он у м ...
Прогнозирование
и проектирование в системе социальной защиты: теоретические и организационные
аспекты
Термин «прогнозирование» в социальной работе понимается в традиционном смысле: формулирование вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем на основе специального научного исследования их истории и совреме ...