Роль религии в формировании толерантностиСтраница 2
Прочность данной позиции позволяет уточнить ответы на вопросы относительно ряда бытовых ситуаций, где присутствуют этноконфессиональные факторы. Как следует из таблицы (данные опроса 2001 года, схожие результаты фиксировали и предыдущие исследования), у верующих в Бога всё же в большей мере, чем у неверующих, проявляется бытовая толерантность (см. Приложение №3).
В целом результаты мониторинга показывают, что общественное мнение заинтересовано в диалоге последователей разных конфесий и мировоззрений, в устранении предубеждённости и тем более экстремистских проявлений в межличностных отношениях, в утверждении принципов толерантности и сотрудничества во имя общего блага. Вместе с тем опросы отразили обеспокоенность респондентов состоянием межнациональных отношений. Подавляющее большинство респондентов (около 80%) уверено, что напряжённость в этой сфере может привести к развалу Российского государства. Это мнение характерно для всех мировоззренческих и конфессиональных групп.
Особенно остро существующие межнациональные и межконфессиональные проблемы проявляются в молодёжной среде. Так, заслуживает пристального внимания высокий уровень нетерпимости, проявляемый самой молодой возрастной группой (16017-летние) к ряду национальностей. Доля самых молодых, отрицательно относящихся к иным этносам и другим религиям, в 1,5 – 2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах.
Воспитание в духе толерантности и противодействия экстремизму зависит от объективного и многостороннего учёта сегодняшних реалий, от умения опираться на позитивные духовные и социальные традиции и нейтрализовывать отрицательные факторы; важное значение имеет и характер законодательства по религиозным вопросам, практика его реализации.
Современное российское законодательство в принципе обеспечивает равенство различных религиозных объединений перед законом, исключает дискриминацию по религиозным мотивам, создаёт условия для обстановки терпимости, взаимного сотрудничества последователей всех религиозных направлений. На практике нарушения духа и буквы законодательства о свободе совести во многом связаны с тем, что российское общество (при всех кардинальных идеологических, правовых, политических переменах последнего времени) остаётся на одном и том же уровне массовой культуры, цивилизованности, с одними и теми же традициями, в том числе терпимостью к административному своеволию. Уместно подчеркнуть, что эффективность любого закона во многом зависит от заинтересованности общества в его реализации, от осознанной потребности в его применении. Отсутствие подобных «объективных» предпосылок повышает возможности нарушения толерантности, сказывается в поведении должностных лиц, в деятельности местных властей, в межконфессиональных отношениях. Нередки случаи проявления предпочтений одной (как правило, самой распространённой) религии, что влечёт ущемление интересов других, имеют место произвольные действия местных администраций, что обостряет этноконфессиональные противоречия, порождает противоправные эксцессы.
Для общественного настроения, разделяемого подавляющей частью российского населения, характерно лояльное отношение к людям других верований и убеждений, готовность к терпимости, доброжелательности, сотрудничеству в разных сферах – от быта до политики. В отличие от некоторых религиозных руководителей большинство населения (более 70%) не соглашается с идеей исключительности, единственной истинности той или иной религии, тем более с выступлениями против других религий.
Толерантное интернациональное воспитание – многогранный процесс. Здесь обращение к каждому аспекту проблемы требует серьёзного внимания и такта. Оно, в частности, предполагает точное использование название этносов и государственно-территориальных образований (например, Татарстан, а не Татария, Башкортостан, а не Башкирия), исключение всякого предубеждения против любого этноса, аргументированную критику некоторых получивших распространение стереотипов, предрассудков и мифов, даже некорректных толкований терминов, к примеру таких, как «этническая преступность». Развенчание подобных мифов, показ того, что обычно преступные группировки комплектуются из представителей разных национальностей, - важная предпосылка воспитания толерантности [42, c.42-45].
Консультирование
в социальной работе
Социально-психологическое консультирование представляет собой особую область практической социальной психологии, связанную с оказанием со стороны практикующего специалиста непосредственной социально-психологической помощи людям, которые в ...
Современная семья и ее проблемы. Молодая семья
Создание семьи – это очень ответственный шаг, для которого необходима определенная готовность к семейной жизни, чего часто не учитывают современные молодые люди. Готовность к семейной жизни включает в себя социально-нравственную зрелость, ...
Содействие экономической самостоятельности,
занятости и предпринимательству молодежи
В вопросах обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи усилилось взаимодействие органов исполнительной власти - как федеральных, так и региональных. Отдельные действия принесли заметный эффект, стала более предметной координац ...