ПриложенияСтраница 6
Занятие №1
Тема: «Зачем мы здесь сегодня собрались?»
Форма проведения: занятие с элементами тренинга
Цель: знакомство частников друг с другом, принятие правил работы в группе, формирование интереса и мотивации к посещению дальнейших занятий.
Литература: Т.Г. Кобякова, О.А.Смердов «Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения».
Оборудование: ватман, цветные карандаши.
Ход работы
Группа сидит в круге.
Представление волонтеров: рассказ о себе, о своей деятельности. Знакомство участников с целями, задачами предстоящих занятий и с их программой.
Следующим шагом становится знакомство участников. Даже если они уже знакомы друг с другом, эту процедуру провести все равно целесообразно по следующим причинам:
Ø познакомиться с группой необходимо самому ведущему;
Ø в ходе знакомства звучат именно те формы имени, которые участники предпочитают при обращении к ним на тренинге;
Ø знакомство не сводится к представлению по именам, участники получают и дополнительную информацию друг о друге.
1. «Имя – движение»
Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.
2. Обсуждение и принятие правил работы
Для продуктивной работы группы все участники, а также и сам ведущий должны придерживаться определенных правил, которые позволяют эффективно решать поставленные перед ней задачи. Лучше если правила будут предлагать сами участники группы, но иногда эти правила могут предлагаться самим ведущим; например, это могут быть:
ü правило равенства
ü уважения
ü Я – высказываний, т.е. говорить от первого лица
ü говорить по очереди
ü право на свое мнение
ü конфиденциальность и др.
Каждое предлагаемое правило разъясняется и принимается только в том случае, если с ним согласен каждый участник. Эти правила записываются на ватмане и вывешиваются на всех последующих занятиях.
3. Ведущий: «Ребята, вы, наверное, не раз сталкивались с людьми, которые употребляют алкоголь и курят. Вспомните и назовите чувства, которые вы испытываете, сталкиваясь с такими людьми».
Как правило, ребята называют такие чувства, как:
§ жалость;
§ презрение;
§ желание помочь;
§ обида;
§ боль;
§ непонимание;
§ страх;
§ отвращение и др.
Работает вся группа, а ведущий записывает все чувства на доске и резюмирует: «Чувства, перечисленные вами, достаточно тяжелые, часто противоречивые. Такие же или похожие чувства испытывают по отношению к зависимым и многие другие люди. Одни относятся к ним, как к больным людям, другие, как к преступникам, а, следовательно, и чувства разные в том и другом случае. Давайте вместе подумаем, что заставляет людей употреблять табак и алкоголь, все вместе их еще называют психоактивными веществами (ПАВ).
Задание: в малых группах по 3-4 человека ребята заполняют таблицу.
Что заставляет подростков употреблять ПАВ |
Что они получают в результате использования ПАВ |
Что должен уметь человек, чтобы добиваться желаемого без использования ПАВ |
Технологии социальной работы как наука.
Особенность технологии социальной работы как науки состоит в том, чтобы отслеживать основные тенденции, выявлять основные закономерности в развитии технологий социальной работы на современном этапе. Необходимо также выявлять тенденции и з ...
Проблема малообеспеченности в России – как основная социальная проблема. Малообеспеченность: сущность, понятие
Уже несколько лет рассуждения о бедности в России являются неотъемлемой частью общественного обихода. О существовании бедности говорит Президент, речь о бедности ведут члены правительства, политики, эксперты, общественные и религиозные де ...
Социальная работа с инвалидами. общие положения. Понятие
инвалидности и ее виды
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (volid – «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название по ...