Социальная сущность общественной мыслиСтраница 1
Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
В социологии сложилось несколько концепций общественного мнения:
1.
монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
2.
мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
3.
плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует).
Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
Впервые понятие "общественное мнение" появилось в Англии во 2-й половине XII в. (его "автор" – английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери). В XVIII в., когда этот термин стал общепринятым, французский аббат Алькуэн произнес фразу, вошедшую в историю: "Vox populi – vox Dei" – "Глас народа – глас Божий".
Специфика общественного мнения:
§ это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;
§ критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
§ массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);
§ общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;
§ оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
Цель формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
Типология общественных мнений:
1) по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
2) по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
3) по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
Социально-психологические свойства общественного мнения:
§ оно отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества;
§ в нем проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени;
§ оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия;
§ оно не всегда оказывается мнением истинным, но всегда отражает позицию большинства;
§ ему присуще внутреннее единство, монистическое состояние (в содержании общественного мнения не могут одновременно присутствовать противоположные оценочные суждения); 6) сила авторитета и авторитет силы общественного мнения обусловлены его опорой на большинство.
Причины бездомности
Существует единое мнение в отношении социально-экономических причин, порождающих бездомность во многих странах мира. К ним относятся:
а) спад производства и расширение безработицы;
б) нехватка дешевого жилья;
в) влияние федеральной пол ...
Основные методы сбора социологической информации
Методы социологического исследования (конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, используемые исследователями при изучении того или иного объекта) условно можно разделить на две группы: общесоциологическ ...
Способы воздействия на массы. Заражение
как особый способ воздействия на массы
Феномен заражения известен с самых ранних этапов человеческой истории и имел проявления в виде массовых вспышек различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники и др. Заражение можн ...