Глобальные социальные проблемы и будущее человечестваСтраница 5
Научный подход к предвидению широко использует достижения информатики, кибернетики, экономики, социологии и других наук. Родилось технологическое прогнозирование – анализ трендов (эксплоративные или поисковые прогнозы) и оптимизация трендов (прагмативные прогнозы). Футурологи анализировали тренды разоружения, тренды развития слаборазвитых стран, тогда называвшихся странами «третьего мира». Эти анализы сопоставляются с анализом трендов нарушения глобальных экологических, энергетических, сырьевых, продовольственных, демографических балансов. А затем предпринимается оптимизация этих и трендов других проблем (развития культуры, скопления людей в гигантских городах, роста преступности и т. д.) с целью выявить возможные пути их оптимального решения.
Прогнозирование невозможно без изучения реальных проблем. Для этого недостаточно постановки проблемы, но важно выяснение ее генезиса, специфики назревания проблемной ситуации, возможных, желательных и вероятных путей ее преодоления. Анализ любой глобальной социальной проблемы показывает, что она состоит из множества других социальных проблем или непосредственно с ними взаимосвязана. В 1976 г. в единственном выпуске на английском языке Ежегодника мировых проблем и человеческого потенциала перечислены 3705 общемировых социальных проблем. Прогностический центр конгресса США выделяет в последние годы 30-40 глобальных социальных проблем. Приводится следующий перечень, включенный «Римским клубом» в глобальную проблематику:
«1) бесконтрольное распространение человека по планете;
2) неравенство и неоднородность общества;
1) социальная несправедливость;
2) голод и недоедание;
3) широкое распространение бедности;
4) безработица;
5) мания роста;
6) инфляция;
7) энергетический кризис;
8) уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов;
9) распад международной торговли и финансовой системы;
10) протекционизм;
11) неграмотность и устаревшая система образования;
12) бунты среди молодежи;
13) отчуждение;
14) упадок городов;
15) преступность и наркомания;
16) взрыв насилия и ужесточение полицейской власти;
17) пытки и террор;
18) пренебрежение законом и порядком;
19) ядерное безумие;
20) политическая коррупция;
21) бюрократизм;
22) деградация окружающей среды;
23) упадок моральных ценностей;
24) утрата веры;
25) ощущение нестабильности;
28) неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязи». (Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1980. – с.91)
Приведенный список, на наш взгляд, не дает представления о совокупности глобальных социальных проблем как об определенной системе. Здесь перечислены проблемы без четкой последовательности по тому или иному признаку. Есть проблемы ключевые и производные, традиционные и новые, перспективные и текущие. Можно было бы выделить социально-экономические, социально-политические и социокультурные проблемы. Не совсем понятно включение в список проблемы № 11, ибо в полной мере международная торговля и финансовая система не существуют. К тому же ныне, как и в предыдущие десятилетия, определяющей тенденцией мирового развития выступает все же экономическая интеграция.
Отмечая актуальность обозначенных «Римским клубом» глобальных социальных проблем, оценивая их значимость, сегодня на первое место можно поставить проблему № 24. За ней проблему № 9 и № 10, которые имеют очень важное значение для социально-экономического развития человечества. Одно из первых мест в списке глобальных проблем должна занимать проблема, обозначенная в приведенном списке под номером 21. Ядерная угроза человечеству не исчезает, пока существуют государства, имеющие ядерное оружие. Научно-техническая революция породила угрозу человечеству, создав технические возможности, при использовании которых агрессивные социально-политические движения могут ввергнуть человечество в войну с применением ядерного оружия также, как недальновидные хозяйственные руководители – в глобальную экологическую катастрофу. Из приведенных в списке проблем одно из первых мест стоит отвести отчуждению, ибо оно представляет собой важную черту экономической общественной формации. Представляется, что следующими по степени важности для современного человечества являются проблемы, стоящие под № 25,17. Их можно объединить и с проблемами № 14, 18, 19, 20, 22, 23, 26, 27, под общим названием «деградация человека».
Формационный подход
Категория общественно-экономическая формация - это категория философии, истории, а специфика философских категорий состоит в том, что, будучи абстракциями самого высокого уровня, они отражают наиболее общие, сущностные черты объективной д ...
Социализация молодежи.
Социология молодежи представляет собой отрасль прикладной социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе, так или иначе, существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди ра ...
Автобиография Г. Спенсера. Его научные труды
СПЕНСЕР, ГЕРБЕРТ
(Spencer, Herbert) (1820–1903) – английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.
Родился в семье учителя 27 апреля 1820 в Дерби. До 13 лет из-за слабого здоровья не посещал школы. В 1833 начал учиться в Кембри ...