Основные подходы к профилактике наркотизации
молодежиСтраница 2
многоаспектность (сочетание социального, психологического и образовательного аспектов);
этапность (соблюдение определённых последовательных этапов в реализации профилактики);
легитимность (правовая база антинаркотической деятельности).
В настоящее время существует многообразие подходов к профилактике наркомании.
Наиболее распространенный профилактический подход основан на распространении информации о наркотиках, который сводится к изложению фактов об опасности потребления табака, алкоголя, наркотиков и о социальных, правовых, медицинских последствиях злоупотребления ими.
Программы, основывающиеся на данном подходе, содержат информацию о признаках употребления наркотиков, их, фармакологии, описывают этапность развития зависимости от наркотиков.
Сотрудники правоохранительных органов во время занятий в учебных заведениях обсуждают правовые аспекты потребления наркотиков, включая вопросы наказания за употребление наркотиков либо их распространение. Медицинские работники и другие специалисты, работающие в сфере укрепления здоровья, обсуждают с учащимися проблемы негативного влияния употребления наркотиков на здоровье. В необходимых случаях к занятиям с учащимися могут привлекаться бывшие больные с зависимостью от наркотиков, рассказывающие о негативных последствиях злоупотребления, основываясь на собственном опыте.
Концептуальная основа данного подхода - познавательная (когнитивная) модель употребления наркотиков. Согласно этой модели человек принимает более или менее осознанное решение, употреблять наркотик или нет. Если он употребляет наркотики, то делает это в результате того, что не осознает побочных последствий употребления.
Обучающие профилактические программы ориентированы на познавательные аспекты принятия решения как особенно важные в поведенческом плане. Имеется в виду, что повышение качества знаний об употреблении психоактивных веществ и его последствиях будет эффективным для изменения поведения.
Существуют три различных варианта информационного подхода:
предоставление частичной информации о фактах влияния употребления наркотиков на организм, поведение, а также статистических данных о распространенности наркомании;
стратегия запугивания, вызывания страха, цель которой - предоставить устрашающую информацию, описывая неприглядные стороны употребления наркотиков;
предоставление информации об изменениях личности людей, употребляющих наркотики, и о проблемах, с этим связанных [51, с.54].
В настоящее время эти подходы частично комбинируются между собой и с другими типами профилактических вмешательств. Информационные программы обладают эффектом повышения уровня знаний обучающихся, но могут дать лишь толчок к уменьшению потребления алкоголя и наркотиков. Большинство этих программ не включает в себя задач, направленных на реальное изменение поведения, они недостаточно интенсивны и весьма краткосрочны.
В информационной модели профилактики часто использует фотографии и плакаты, где изображены физические дефекты человека, принимающего наркотики, а также включающие атрибуты образа жизни наркомана (сигареты, иглы, шприцы и т.д.). Однако если профилактику в соответствии с информационной моделью осуществляет человек не компетентный, то информация становится рекламой наркотического вещества и эффектов его действия [52, с.56].
В настоящее время информационная модель профилактики в чистом виде используется редко, в основном для родителей и учительских коллективов.
Подход, основанный на эмоциональном обучении, концентрируется на ощущениях, переживаниях индивида, его навыках их распознавать и управлять собственными эмоциями. Он базируется на убеждении, что:
Основные социальные и психологические проблемы пожилых и старых людей. Пожилые люди как социальная общность
Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения – хронологической, социологической, биологической, психологической. Функциональной и т.п. Совокуп ...
Психологическая работа с детьми дошкольной группы.
В учреждении в штате предусмотрен один психолог, на момент прохождения практики это место было вакантным. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалиста центров помощи семьи детям с г. Краснодара, которые провод ...
Социальная пенсия по инвалидности (право на пенсию, размер пенсии)
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" социальная пенсия по инвалидности назначается постоянно проживающим в Российской Федер ...