Социальный аспект государственной службы. Социальные организации и социальные институты
Страница 1

Социологическая информация » Социальный аспект государственной службы » Социальный аспект государственной службы. Социальные организации и социальные институты

Обычно под социальной организацией понимают совокупность социальных групп, статусов, норм, а также отношений лидерства, отношений сплоченности — конфликтности и т. д. Однако применительно к социальным объектам термин «организация» употребляется в трех смыслах:

1) искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения более или менее ясно очерченной функции (то есть социальный институт, который рассматривается как самостоятельный объект);

2) определенная деятельность внутри социального образования, направленная на распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.;

3) степень упорядоченности какого-то объекта, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для определенного вида объектов[1].

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. Организация формируется как человеческая общность и особая социальная среда.

Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Любая организация может быть описана с учетом целого ряда компонентов: цели, типа иерархии, характера управления и степени формализации.

Цель — это образ результата, в котором заинтересована организация и к которому она стремится. Различают цели-задания (например, заказ на специалистов), цели-ориентации, которые связаны с интересами участников коллектива, и системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации.

Иерархия предполагает распределение ролей на две группы: роли, наделяющие их носителей властью, и роли, ставящие индивида в подчиненное положение. С точки зрения иерархии выделяют централизованные и нецентрализованные организации. Централизованные организации предполагают особую координацию и интеграцию усилий. Властные отношения могут определяться как личной зависимостью, так и существованием особых формальных правил.

Особый тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а основанные на них социальные системы — социальными институтами.

Социальный институт — это повторяющиеся формы и типы социальной практики, при помощи которых организуется социальная жизнь и обеспечивается стабильность общественных отношений. Идентичности поведения членов общества способствует принятие общей системы ценностей[2]. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности и тем самым обеспечить необходимую унифицированность их поведения. Социальный институт можно определить также как совокупность ролей и статусов, выполняющую в обществе определенные функции, то есть удовлетворяющую определенные потребности[3].

Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как организма или, по крайней мере, системы, имеющей свои потребности. Антропоморфная модель была разработана Г. Спенсером. Он полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство)[4].

Социальный институт характеризуется следующими чертами:

1) он существует как набор социальных норм и предписаний, которые определяют правильные (требуемые обществом) типы поведения;

2) он тесно связан с идеологией и ценностной системой общества;

3) институциональные типы действий контролируются со стороны общества, а сам институт контролирует поведение индивидов;

4) социальный институт обладает необходимыми материальными средствами и ресурсами, благодаря которым нормы и предписания, лежащие в основе института, более или менее успешно выполняются.

Каждый социальный институт имеет:

Ø более или менее четко сформулированные цели своей деятельности;

Ø набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам;

Ø систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов;

Ø конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей (у любого социального института помимо прочего всегда имеется еще одна функция — обеспечение согласованности между действующими индивидами)[5].

Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей общества:

Ø потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается единым литературным языком;

Ø потребность в производстве товаров и услуг;

Ø потребность в распределении товаров и услуг;

Ø потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей (стихийные бедствия, болезни), а также от других людей (войны);

Ø потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов вместо выбывающих из социальной жизни;

Страницы: 1 2 3


Изменения в системе ценностей россиян
Анализируя ценности в контексте общественного сознания и поведения людей, мы можем получить достаточно точное представление о степени развитости индивида, уровне усвоения им всего богатства человеческой истории. Вот почему они могут соотн ...

Стратификация несовершеннолетних и молодежи в системе криминальной субкультуры
Деление людей на иерархические группы (стратификация) существует в обществе в целом и внутри разных сообществ. Основания, по которым стратифицируются люди различны: социальное происхождение (деление людей на классы), возраст (возрастная к ...

Программа социологического исследования, ее структура
Любое социологическое исследование начинается с разработки программы. Программа представляет собой изложение общей концепции исследовательского проекта. Это научный документ, в котором содержатся методологические и процедурные основы иссл ...

Поиск
Новое