Социальный аспект государственной службы. Социальные организации и
социальные институтыСтраница 2
Ø контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно полезной деятельности)[6].
В качестве своего источника общественные потребности имеют человеческие нужды: потребность в поддержании жизни, в продолжении рода, в безопасности, в отдыхе и т.д. Однако на уровне общества они приобретают дополнительное качество — становятся общим делом, необходимым не только для обеспечения существования человека, но и для поддержания функционирования общества в целом. С этой точки зрения армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья оказывается социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества.
О том, что социальная потребность приобретает на общественном уровне новую значимость и как бы отделяется от биологических потребностей конкретного индивида, свидетельствует следующее. Любые потребности, переходя на общественный уровень, могут вступать в конфликт с потребностями индивида. Например, любой человек заинтересован в безопасности, но не любой человек хочет служить в армии (особенно если служба обязательна). Есть люди, которые хотят иметь детей, но не хотят вступать в брак, поскольку брак — это в том числе и ограничения в распоряжении собственным имуществом, определенные ограничения свободы и т. д. Или, например, мужчина не хочет иметь детей, но государство принуждает его к этому, вводя налог на бездетность.
В социологии обычно выделяют:
Ø институт экономики, направленный на обеспечение жизнедеятельности, как индивида, так и общества в целом, процесса производства и распределения благ и услуг;
Ø институты семьи и образования, обеспечивающие воспроизводство членов общества;
Ø политические институты, функцией которых является установление согласия между индивидами, социальными группами и коллективами;
Ø культурные институты, обеспечивающие сохранение духовных ценностей[7].
Важную роль в социологической теории играет разграничение формальных и неформальных институтов.
Формальными институтами являются не только институты, являющиеся частью государства, но и некоторые официально не оформленные обычаи (например, формальным институтом является система родства). Различие между ними состоит в том, что неформальные институты предполагают реальную свободу индивидов, тогда как формальные институты жестко регламентируют поведение индивида[8].
Социальные институты действуют от имени общества как целого. Институциональные связи одновременно являются нормативными, поскольку они устанавливаются обществом для того, чтобы удовлетворить те или иные потребностей своих членов.
Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой — к одобрению желательного поведения. Потребности индивидов могут быть удовлетворены различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом.
У социального института можно выделить содержательную и формальную стороны.
С содержательной стороны социальный институт является системой стандартов поведения носителей тех или иных социальных статусов.
С формальной стороны социальный институт может быть рассмотрен как совокупность лиц, обладающих материальными средствами для осуществления конкретной социальной функции. Очевидно, что социальная организация представляет собой явление, смежное с группой. В действительности крайне сложно четко разграничить первичные группы и формальные организации. Промежуточным явлением между группой и организацией являются харизматические группы. Во главе их стоит лидер, который обладает большой харизмой (притягательной силой, благодаря которой члены группы готовы следовать за лидером).
Социальная структура нередко рассматривается как совокупность отношений между социальными институтами. Социальная структура общества находит свое выражение и в «наборе» институтов, которые существуют в обществе (имеются в виду семейные, религиозные, политические, правовые и другие институты). Набор институтов для разных обществ в целом одинаков, и социальные институты могут рассматриваться как своего рода социологические универсалии[9].
Однако в этой сфере существуют и свои различия, которые касаются в первую очередь содержания социальных институтов, то есть совокупности выполняемых ими конкретных функций, особенностей их формирования, длительности существования и т.д. Например, на содержательном уровне различаются властные институты, основанные на выборе руководителя, либо на наследовании поста родственником или преемником-последователем.
Важным показателем специфичности общества является и соотношение между социальными институтами (например, для восточных обществ семейные институты важнее политических, которые рассматриваются как продолжение первых).
Социальные проекты
Проект социальной работы понимается как система: сформулированных проектных целей; создаваемых для этих целей социальных учреждений, физических объектов, систем социальной защиты; разрабатываемых и утверждаемых соответствующих документов ...
Программа мер по обеспечению выпускной
квалификационной работы. Экономическое
обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий
Экономические потери от преждевременной смертности населения из-за потребления наркотиков в Республике Татарстан являются весьма значительными. Особенно показательны результаты при определении социально-экономического ущерба, который нано ...
Причины возникновения девиантного поведения
Прежде чем рассмотреть основные причины девиантного поведения, необходимо остановится на определение понятия «девиантное поведение».
Согласно определению В.И. Курбатова од девиантным поведением понимают определенный способ поведения, мыш ...